Что нельзя делать в месяц раджаб. О соблюдении уразы в месяц раджаб

Одним из добровольных актов поклонения, особо ценных в месяц Раджаб, является пост. Пост в Раджаб обладает особенным достоинством и несет в себе множество наград, о которых сказано в достоверных хадисах Посланника Аллаха (мир ему).

Мы, будучи мусульманами, в стремлении к довольству Всевышнего, стараемся сделать все свои акты поклонения совершенным и правильным образом. В месяц Раджаб у мусульман, вознамерившихся искренне соблюдать добровольный пост, могут возникнуть некоторые вопросы, на которые мы постараемся ответить в этой статье:

Является ли пост в месяц Раджаб обязательным?

Нет, пост в месяц Раджаб не является обязательным. Это сунна Пророка (мир ему), не соблюдение поста в Раджаб не будет считаться грехом. Единственный месяц, когда месячный пост – обязанность (фард), – месяц Рамадан.

В одном из преданий сказано: «В некоторые годы посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) так долго постился в месяце Раджаб, что мы думали, что он уже никогда не прервет свой пост. А в некоторые годы он так долго не приступал к посту в месяце Раджаб, что мы думали, неужели он вообще не будет поститься».

Отличается ли пост Раджаба от поста в другие месяцы?

Пост в любое время года по своему порядку и ритуалу соблюдается одинаково: от рассвета солнца до захода. Единственным отличием является формальность в виде слов в намерении в зависимости от месяца.

Сколько дней поста нужно соблюдать в Раджаб?

Нет определенного четко регламентированного количества дней, сколько нужно соблюдать в месяце Раджаб. Верующий может продержать пост 1 день, 2, 3, 14 и т.п. дней. Чем больше дней он держит пост, тем, соответственно, больше саваба по милости Аллаха получает.

«Помните, Раджаб − месяц Всевышнего. Кто будет соблюдать пост хоть один день в этом месяце, тем Аллах будет доволен».

Согласно хадису, в зависимости от количества постных дней, верующий получит следующие награды:

1 дeнь – oгрoмная милoсть и блaгoслoвeниe Aллaхa.

2 дня – двoйная нaгрaда.

3 дня – oгрoмный рoв, oтдeляющий этoгo чeлoвeкa oт Aдскoгo oгня

4 дня – защита oт сумaсшeствия, разных болезней, злa Дaджaля.

5 днeй – защита oт нaкaзaний в мoгилe.

6 днeй – будет воскрешен в Судный Дeнь с лицoм, сияющим ярчe и прeкрaснee, чeм пoлнaя лунa.

7 днeй – Aллaх зaкрoeт 7 двepeй Aдa, чтoбы этoт чeлoвeк нe пoпaл тудa.

8 днeй – Aллaх oткрoeт двeри Рaя для этoгo чeлoвeкa.

14 днeй – Aллaх нaгрaдит пoстящeгoся чeм-тo тaким пpeкpacным, o чeм ни oднa живaя душa нe слышaлa.

15 дней поста в Рaджaб – Аллах даст такой статус, что ни один из приближенных ангелов и ни один из Пророков-посланников (миp им) не пройдет мимо этого человека, не сказав: «Поздравления тебе, так как ты спасенный и находишься в безопасности».

В какие дни лучше всего соблюдать пост?

Пост в месяце Раджаб можно соблюдать в любой день, но, согласно сунне, пост по примеру пророка (мир ему) лучше держать в понедельник и четверг, так как именно в эти дни деяния человека предоставляются Аллаху.

Нужно ли соблюдать пост Раджаба подряд или можно в отдельные дни?

Что касается особых предписаний относительно поста в Раджаб, то желательно соблюдать пост три дня через три: поститься три дня и отдыхать три дня. Непрерывный пост является нежелательным, так как это является уподоблению месяцу Рамадан, поскольку непрерывный пост соблюдается только в месяц Рамадан. Следовательно, можно поститься и день, и два дня, и более, также три через три, но не стоит делать это непрерывно.

Есть ли дни в которые запрещено соблюдать пост в Раджаб?

Неодобряемым считается пост только в пятницу. Причина этого проста: пятница это праздник для мусульманина, день поклонения и посещения мечети. «Никому из вас не следует поститься в пятницу, кроме как если он постится день накануне или на следующий день» , – гласит хадис посланника Аллаха (мир ему).

ВОПРОС: Ассалям аллейкум Уважаемый Мейрам!
Спасибо за разъяснения которые Вы даете, объясняя простым и доступным языком.
Пусть Аллах даст Вам крепкое здоровье!

Расскажите, пожалуйста, про месяц Раджаб, в какие временные рамки протекает этот месяц и как держать пост, то есть правила поста.

С Уважением Гаухар.

ОТВЕТ: уа алейкум ас салям Гаухар!

Амин, большое спасибо з теплые пожелания! Пусть Аллах и вам даст всех благ мира!

Это один из великих месяцев, сотворенных Всевышним Аллахом для нас. Многие ошибаются, что в этом месяце надо держать только пост. Согласно Сунне, кто держит пост, получает многократное вознаграждение. Только постом нельзя ограничиваться в этом месяце, наоборот, надо стараться делать побольше добрых деяний, потому что за них также вознаграждение увеличиваются. Кто как может, по состоянию своего организма, держать пост в этом месяце, сколько может. А кто не может, хотя бы в первый, пятнадцатый и последний день этого месяца. Но в то же время очень желательно держать пост 17 июня, который соответствует 27 дню месяца Раджаб , когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил чудесное Вознесение - Аль-Исра" уа-ль-Ми"радж.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) также говорил: «Помните, раджаб – месяц Всевышнего, кто будет соблюдать пост хоть один день в этом месяце, тем Аллах будет доволен ». Раджаб назван месяцем Всевышнего за огромное вознаграждение и щедроты, ниспосылаемые в этом месяце. В этом месяце нельзя грешить. В этом месяце мусульманину нужно искренне каяться во всех совершенных грехах, очищать свою душу от пороков и дурных мыслей, больше творить добра. Ценна каждая ночь месяца раджаб, ценна также каждая пятница. Первый четверг месяца раджаб также желательно поститься, а ночь после четверга, то есть, первую пятничную ночь месяца раджаб, желательно провести в ибадате и всенощном бдении. Эта ночь имеет название Лайлат-уль-Рагаиб. В эту ночь состоялось бракосочетание родителей Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Еще ее называют Ночью Благоволения, потому что в эту ночь Всевышний проявляет благосклонность, оказывает милости Своим рабам. Молитва, совершенная в эту ночь, не отвергается. За намаз, пост, милостыню и прочие богослужения, совершенные в эту ночь, воздается многократная благодать.

Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил о достоинствах ибадата в месяц раджаб. Один пожилой человек, живший во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха), сказал, что не может поститься в течение всего месяца раджаб. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) на это ответил: «Ты постись первый, пятнадцатый и последний дни месяца раджаб! Получишь благодать, равную месячному посту. Ибо благодати записываются в десятикратном количестве. Однако не забывай о ночи на первую пятницу славного раджаба ».

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Месяц раджаб превосходит другие месяцы так же, как Коран превосходит речь людей. Превосходство месяца ша"бан по сравнению с другими месяцами такое же, как мое превосходство по сравнению с другими пророками. А превосходство рамазана равно превосходству Аллаха по сравнению с Его творениями ».

Месяц раджаб считается месяцем прощения и милости, ша"бан – очищения и одухотворения, а рамазан – приобретения благ. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), кроме обязательного поста в месяц рамазан, не постился ни в какие другие месяцы так много, как в рaджaб и ша"бан. Ибн Аббас передал слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение): «Раджаб – месяц Аллаха, ша"бан – мой месяц, а рамазан – месяц моей уммы (общины) ».

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «Если хотите успокоения перед смертью, счастливого конца (смерти) и защиты от шайтана – уважайте эти месяцы, соблюдая пост и сожалея о грехах ».

О люди, бойтесь Всевышнего Аллаха и возносите благодарения Ему за Его милость к нам. Он даровал нам благодатные периоды времени и много других благ. Цените же свои благодатные дни должным образом, наполняйте их покорностью Всевышнему и приближением к Нему, отдаляйтесь от грехов и наполняйте жизнь свою смыслом и совершенством. Ведь эти периоды Аллах создал для того, чтобы прощать наши грехи, умножать наши благие дела и укреплять наш путь.

Мы, по милости Аллаха (хвала и величие Ему), встречаем благословенный месяц Аллаха – Раджаб, который является прекрасной возможностью совершать лучшие и благие дела.
Всевышний Аллах даровал Своим верующим рабам особо благословенные дни и ночи, такие как: Рагаиб, Ми’радж, Бараат Кадр, которые приходятся на три священных месяца – Раджаб, Ша’абан и Рамадан.

Да будет хвала Аллаху, который удостоил нас счастья дожить до этого времени духовных даров, где каждый желающий может своей искренностью и поклонениями приобрести у Аллаха блага вечности. Ведь нам предписано проводить эти благословенные дни и ночи подобающим божьим рабам образом.

Досточтимый Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) с приближением этих трех священных месяцев молился Создателю так: «Аллахумма барик лана фи раджаби уа-ша’абани уа-баллигна рамадан» «О Аллах, сделай для нас благословенными месяцы Раджаб и Шаабан и дай нам дожить до Рамадана» (Ахмад, Байхаки, «Кашф аль-Хава». Т. 1: 186, №554), и в одном из своих хадисов он говорил: «Есть пять ночей, молитва в которые никогда не будет отвергнутой:

1. Ночь первой пятницы месяца Раджаб (Ночь Рагаиб);

2. Пятнадцатая ночь месяца Ша’абан (Ночь Бараат);

3. (Каждая) Пятничная ночь;

4. Предпраздничная ночь праздника Рамадан;

5. Предпраздничная ночь праздника Курбана» (Ибн Асакир, «Мухтар аль Ахадис»: 73).

По лунному календарю месяц Раджаб является седьмым месяцем года и одним из четырех священных месяцев, именуемых ‘ашхуру-ль-хурум. В этом месяце есть две благословенные ночи – Рага ‘иб и Ми ‘радж.

Передают, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Раджаб – месяц Аллаха, Ша’бан – мой месяц, Рамадан – месяц моей уммы». Слово Раджаб происходит от слова тарджиб и означает «уважение», «почитание» и «поклонение». Всевышний Аллах прощает грехи и дарует высокие степени тем, кто из уважения к этому месяцу держит пост и поклоняется Ему. В одном из хадисов сообщается, что Раджаб – это название одного из райских источников, вода которого «белее молока и слаще мёда» и, что в день Страшного суда его воды удостоятся те, кто держал пост в этот месяц.

Поскольку посты и богослужение, совершенные в месяц Раджаб, особенно чисты и богоугодны, то существует и еще одно название этого месяца – аш-Шахру-ль-мутаххар, что значит «месяц очищения». Поэтому месяц Раджаб – это месяц покаяния и преклонения. Месяц Ша’абан – это месяц любви и верного служения Аллаху. Месяц Рамадан – месяц близости и благоденствия.
Зу-н-нун аль-Мисрий (да помилует его Аллах) говорил: «Месяц Раджаб – месяц сева семян, ІІІа’абан – месяц их полива, а месяц Рамадан – месяц сбора урожая благочестия и служения Аллаху. Каждый пожнет то, что сам посеет. А тот, кто ничего не посеял, в месяц жатвы будет сильно сожалеть об этом…».

В одном из священных хадисов сказано: «Раджаб – это месяц Аллаха. Тому, кто выказал почтение этому месяцу, Аллах также выкажет почтение в этом и ином мире».
Один из исламских ученых сказал: «Летосчисление подобно дереву. Если месяц Раджаб – это листья дерева, то Ша’абан – это его плоды, а месяц Рамадан – это собранный урожай. Месяц Раджаб – это месяц прощения Аллаха, Ша’абан – попечительства и заступничества Аллаха, а Рамадан – безграничных благодеяний Всевышнего».

Поэтому есть надежда, что те верующие, которые ответят на этот призыв в ночь ар-Рагаиб, найдут свое спасение. Вот почему зрелые верующие должны придавать большое значение этой ночи, постясь днем и проводя в поклонении ночь.

В эту ночь Досточтимый Посланник (да благословит его Аллах и приветствует), видевший множество чудес и знамений своего Господа, совершал, в качестве благодарности и признательности Аллаху, двенадцать рака’атов намаза (С. Атеш. Исламская Энциклопедия: 216; О. Насухи Бильмен. Исламская Энциклопедия: 205; А. Фикри Явуз. Исламская Энциклопедия: 529).

Всевышний Аллах, прощение и милость которого безграничны, направил к нам путеводителя и спасителя, Пророка милости – Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Он находится в постоянном беспокойстве о нас. Грехи наши печалят и ранят его сердце. Поэтому истинный мусульманин не может совершать ничего, что могло бы противоречить призыву Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

Всевышний Аллах говорит:

«К вам явился Посланник из вас же. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он жаждет [наставить] вас [на истинный путь], а к верующим он сострадателен, милосерден» (Ат-Тауба, 9/128).

Поэтому, уважаемые братья мусульмане, три священных месяца и благословенные ночи необходимо использовать для приближения ко Всевышнему Аллаху. Давайте в эти месяцы больше делать покаяний и ду’а, стараясь вернуть свои материальные и духовные долги ради довольства Господа. Давайте чаще читать Священный Коран, произносить салаваты Досточтимому Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). Давайте, построившись рядами в мечетях, будем совершать ду’а во имя нашего общего спасения. Давайте навещать наших стариков и больных, удостаиваясь, таким образом, их благих молитв. Давайте делать ду’а за умерших и читать им Коран. Давайте уделим время и внимание неимущим, малоимущим, нуждающимся, одиноким, сиротам и вдовам. Давайте расскажем своим детям о достоинствах этих благословенных дней и ночей.

Хочу напомнить хадис Досточтимого Посланника (да благословит его Аллах и приветствует), который передает Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах): «Всевышний Аллах говорит: «Я близок к рабу Моему настолько, насколько он только может себе представить. И, когда он поминает меня, Я оказываюсь рядом с ним. Если он поминает Меня в чьем-то обществе, Я поминаю его в обществе лучшем, чем это. Если раб делает ко мне шаг, Я делаю ему навстречу два шага. И, если раб отправится ко Мне пешком, Я побегу к нему навстречу» (Аль-Бухари, Муслим (да помилует их Аллах), Аль-Лу’-Лу’ууваль Марджан. Китаб Ат-Тауба. №1746).

Намазы, совершаемые в месяц Раджаб

Намаз с просьбой об исполнении желаний – это намаз хаджат (в нем выражена просьба об исполнении желаний), который можно читать во всякое время при возникновении нужды. Он состоит из 10 рак’атов, т.е. после нийата (намерения молитвы) читается еще 10 рак’атов. Его можно прочитать в 1-й и 10-й, на 11-й и 20-й, 21-й и 30-й дни месяца Раджаб. Этот намаз можно читать также после вечернего (магриб) и ночного (‘иша) намазов. Еще более предпочтительно читать этот намаз в ночь на пятницу и воскресенье во время намаза тахаджжуд. Этот намаз, прочитанный 30 раз в течение месяца Рамадан, отличает мусульманина от безбожника. Безбожники не смогут совершить его. Для этого намаза надо выразить следующее намерение (нийат): «О Аллах мой! Ради нашего духовного предводителя (т.е. Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), который своим явлением наполнил мир светом, во имя ценимого (объявленного священным) Тобой месяца Раджаб, надели меня Своей Божественной милостью и благодатью. Запиши меня в ряду набожных и благочестных рабов Своих. Спаси от мук преходящей и вечной жизни. Ради Тебя я произнес этот нийат. Аллаху акбар!».

При этом в каждом рак’ате этого намаза, в котором читается по 2 рак’ата (всего 10 рак’атов), 1 раз читается сура ал-Фатиха, 3 раза сура ал-Кафирун и 3 раза сура ал-Ихлас.

Ночь претворения желаний (Лайлат ар-Рагаиб)

Предполагается, что Лайлат ар-Рагаиб – это ночь первой пятницы месяца Раджаб, связующая четверг с пятницей. Эта ночь также почитается среди мусульман наряду с другими благословленными ночами.

В эту ночь мусульмане просят претворения своих желаний. Они встречают эту ночь молитвами в надежде на милость и благодеяние Аллаха. Поэтому она и почитается как ночь Претворения Желаний: Рагаиб от слова рагиба – «мечта», «желание».

В хадисах до нас дошло, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в эту ночь читал намаз в 12 рака’атов. Однако нет подтверждений истинности этих сведений. Об этом писали также ученые Ислама, например, авторы книг Бахр ар-ра иқ и Радду-л-Мухтар.
Среди мусульман чтение намаза в 12 рака’атов в ночь Рагаиб впервые было введено в начале ХІІ века. Этот намаз считается нафл. Если совершить его искренне ради Аллаха, то человек получит соответствующее воздаяние, однако, если его не читать, греха не будет. Этот намаз читается между вечерним (магриб) и ночным (‘иша) намазами. Каждые 2 рака’ата завершаются приветствием (ас-саламу ‘алайкум уа-рахматуллах). В первом рака’ате 1 раз читается сура аль-Фатиха и 3 раза сура аль-Кадр.

Ду’а, которые возносятся в месяц Раджаб

Поскольку Раджаб – это месяц Аллаха, то в этот месяц следует чаще читать суру ал-Ихлас (Очищение), в которой описаны основные атрибуты Всевышнего. 3 тысячи раз именно в этот месяц особенно богоугодно произносить следующие зикры:

  1. В течение первых 10 дней: «Субхана-ллахи-л-хаййи-л-каййум» ;
  2. Следующие 10 дней: «Субхана-ллахи-л-ахади-с-самад» ;
  3. Последние 10 дней: «Субхана-ллахи-л-гафуури-р-рахиим» .

Эти тасбихи следует произносить ежедневно не менее 100 раз. В месяце Раджаб весьма полезно вознести мольбу покаяния:

«Астагфиру-ллаха-л-азыма-ллази лаа илааха илла хуа-л-хаййал-каййума уа-атубу илайх. Тавбата абдин заалимин ли-нафсих, лаа йамлику ли-нафсихи мавтан уа-лаа хайатан уа-лаа нушуура»

Смысл: Молю простить мои грехи Аллаха Всевеликого, Живого и Вечного, кроме Которого нет Божества, с покаянием раба, согрешившего против себя, не способного ни умертвить, ни оживить и ни воскресить себя.

17:21 2015

Вопрос: есть ли какое-либо особое достоинство соблюдения поста в месяц раджаб?

Ответ: Хвала Аллаху, Господу миров!

Во-первых , раджаб – один из заповедных месяцев, о котором Аллах сказал: «Воистину, число месяцев у Аллаха – двенадцать. Так было записано в Писании в тот День, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них – заповедные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе» (сура «ат-Тауба», аят 36).

К числу этих заповедных месяцев относятся раджаб, зуль-каъда, зуль-хиджжа и мухаррам. Абу Бакра Нуфай’ бин аль-Харис передал, что однажды пророк, мир ему и благословения Аллаха, сказал: “Время вернулось, приняв тот вид, который оно имело в тот День, когда Аллах сотворил небеса и землю. Год состоит из двенадцати месяцев, четыре из которых являются заповедными. Три из них - зу-ль-ка’да, зу-ль-хиджжа и мухаррам - следуют друг за другом, а четвёртым является раджаб мудара, занимающий своё место между месяцами джумада санийа и ша’баном ” (Аль-Бухари, Муслим).

Эти месяцы названы заповедными по двум причинам:1) Потому что в течение этих месяцев было запрещено воевать, если только не для отражения агрессии врага.2) Потому что несправедливость и грехи в эти священные месяцы более тяжки, чем в другое время.

Поэтому Аллах запретил нам совершать прегрешения в эти месяцы, сказав: «и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе» (сура «ат-Тауба», аят 36). Несмотря на то, что запрещено совершать грехи в любое время года, особенно тяжкими они являются именно в эти четыре месяца.

Абдуррахман ас-Саади (да будет милостив к нему Аллах) в своем тафсире пишет: «Согласно одному толкованию, местоимение (в них) в этом Откровении относится ко всем двенадцати месяцам. Всевышний разъяснил, что сделал эти месяцы временными промежутками для Своих рабов, дабы те повиновались Ему, благодарили Его за оказанную милость и остерегались несправедливых поступков. Согласно другому толкованию, это местоимение относится только к четырем заповедным месяцам, и поэтому совершать грехи и поступать во вред себе запрещается в течение всего года, особенно, в течение запретных месяцев. Они считаются самыми почитаемыми месяцами, и совершение грехов в них- особо тяжкое преступление».

Во-вторых , нет никаких достоверных хадисов, которые указывали бы на особое достоинство соблюдения поста в течение всего месяца раджаб или его части. То, как поступают некоторые люди, выделяя некоторые дни раджаба для поста, считая их лучше, чем другие дни, не имеет никакой основы в Шариате. Между тем, передается слабый хадис, в котором сообщается о желательности соблюдения поста в заповедные месяцы. Так, Абу Дауд привел в своем сборнике хадис, в котором пророк, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Соблюдайте пост в некоторые дни заповедных месяцев!» (Абу Дауд, 2428. Шейх аль-Албани назвал данный хадис слабым).

Даже если бы этот хадис был достоверным, то в нем лишь указывалось бы на желательность соблюдения поста в заповедные месяцы. Поэтому если бы человек постился в раджабе из-за данного хадиса, соблюдая пост и в другие заповедные месяцы, то в этом не было бы ничего предосудительного. Однако выделять лишь месяц раджаб для поста - неправильно.

Шейх аль-Ислам Ибн Теймиййа (да будет милостив к нему Аллах) в «Маджму аль-Фатава» (25/290) сказал: «Что касается соблюдения поста в месяц раджаб, то все хадисы на эту тему не только слабые, но на самом деле выдуманные. Ученые не опираются ни на один их них. Эти хадисы не могут быть отнесены к категории слабых хадисов, передающихся о достоинствах благих дел, поскольку большинство из них выдуманы и являются ложными. В «аль-Муснаде» и других сборниках хадисов передается хадис, в котором сообщается, что пророк, мир ему и благословения Аллаха, велел поститься в заповедные месяцы - раджаб, зуль-каъда, зуль-хиджжа и мухаррам – однако речь здесь идет о соблюдении поста во все эти месяцы, а не только в раджабе».

Ибн аь-Каййим (да будет милостив к нему Аллах) сказал: «Все хадисы, в которых упоминается о посте в раджабе и намазах, совершаемых в некоторые из его ночей, являются ложными и выдуманными» («Аль-Манар аль-Муниф», стр. 96).

Аль-Хафиз Ибн Хаджар в «Табйин аль-аджаб» (стр.11) пишет: «Нет ни одного достоверного хадиса, который можно было бы использовать в качестве довода о достоинстве месяца раджаб, соблюдении поста в течение всего этого месяца или его части, а также проведении какой-то особой ночи этого месяца в молитвах».

Шейха Ибн Усеймина (да будет милостив к нему Аллах) спросили и соблюдении поста 27 числа месяца раджаб и проведении этой ночи в молитвах. Он ответил: «Соблюдение поста 27 числа месяца раджаб и проведение этой ночи в молитвах является религиозным нововведением, а каждое религиозное нововведение – это заблуждение» («Маджму Фатава Ибн Усеймин, 20/440).

В преддверии месяца Раджаб

Воистину, Создатель избрал некоторые дни и месяцы среди многих других дней и месяцев, и превознес их над другими. А так же, Всевышний по Своей мудрости сделал некоторые месяцы «запретными».

«Твой Господь создает, что пожелает, и избирает, но у них нет выбора. Аллах пречист и превыше тех, кого они приобщают в сотоварищи!» (Коран, 28:68).

Одним из таких «запретных» месяцев является месяц Раджаб. О «запретных» месяцах сказано в Священном Коране: «Воистину, число месяцев у Аллаха – двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них – запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе» (Коран, 9/36).

Упомянутые в аяте четыре запретных месяца – это Раджаб, Зуль-Ка’да, Зуль-Хиджа и аль-Мухаррам. Об этом упоминается в достоверном хадисе, переданном от Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, где Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Год состоит из двенадцати месяцев, из них четыре запретных. Три из них следуют друг за другом: Зуль-Ка’да, Зуль-Хиджа и аль-Мухаррам, а также месяц Раджаб (Мудар), который следует после Джумада и до Шагбана» (аль-Бухари, 4662; Муслим, 1679).

«Запретные» месяцы занимают особое положение среди прочих месяцев. Всевышний Аллах сказал:

«О, те, которые уверовали! Не нарушайте святость обрядовых знамений Аллаха и «запретного» месяца (всех четырёх запретных месяцев)». (Коран, 5/2).

Также Всевышний сказал: «Воистину, число месяцев у Аллаха – двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них – «запретные». Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе» . (Коран, 9/36).

Эти месяцы названы запретными по двум причинам: 1. Запрет на вооруженные действия в эти месяцы, если только враг не начнёт сам воевать; 2. Запрет на совершение грехов в эти месяцы становиться наиболее строже.

Положение поста в месяц Раджаб.

Что же касается поста в этот месяц, то нет никакого достоверного хадиса Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и нет никакого достоверного предания от его сподвижников, которое указывало бы на какую-либо особенность или достоинство поста в месяце Раджаб. А то, что некоторые мусульмане выделяют определённые дни этого месяца для поста, утверждая, что в этом действии есть достоинство, то по этому поводу нет никакой основы в Шариате. Все хадисы, наделяющие месяц Раджаб какими-либо особенностями или достоинствами, являются либо слабыми (да’ыф) либо придуманными (мауду’). Как об этом сказал Ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах. («Маджму’ аль-фатава», 25/290) . Если только не считать хадис, который приводится у Абу Дауда: «Постись в запретные месяцы и разговляйся» . (Абу Дауд, 2428, шейх Альбани, да смилуется над ним Аллах, сказал, что этот хадис слабый). Те же, кто считает этот хадис хорошим, то он (хадис) указывает на желательность поста в запретные месяцы, среди которых и Раджаб, а не на выделение Раджаба среди прочих, и не на наделение Раджаба какими-либо отличительными от других особенностями.

Ибн Хаджар, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Нет никакого достоверного хадиса, на который можно было бы опираться в качестве довода, по поводу достоинства месяца Раджаб, по поводу поста в этот месяц или поста каких-либо определённых дней этого месяца, а также по поводу выделения определённых ночей для ночных молитв. Такое утверждение до меня уже сделал имам Абу Исма’иль аль-Харауи, и мы привели его мнение, а также мнение других учёных с достоверной цепочкой передатчиков… А что касается хадисов, указывающих на достоинство Раджаба, или достоинства поста в этот месяц, или поста в определённые дни этого месяца, то они ясно и откровенно говорят об этих достоинствах и особенностях. Однако, все эти хадисы можно разделить на две группы: слабые и придуманные». («Табъиин аль ‘ажаб бима уарада в фадль Раджаб», 11). Далее Ибн Хаджар, да смилуется над ним Аллах, собрал в своей книге одиннадцать слабых, и двадцать один придуманный хадис по теме достоинств месяца Раджаб. В качестве примера можно привести один из таких хадисов: «Превосходство месяца Раджаб над остальными месяцами подобно превосходству Корана над остальной речью» . (Хадис придуманный, как об этом сказал Ибн Хаджар, привёл этот хадис Ибн аль-Джаузи в своей книге «Придуманные хадисы», 2/576-581).

Что касается поста в месяц Раджаб полностью, и поста в месяц Ша’бан полностью.

Нет никаких достоверных хадисов от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, по поводу соблюдения поста весь месяц Раджаб полностью, а также нет никаких достоверных хадисов по поводу соблюдения поста весь месяц Ша’бан. Кроме того, не дошло до нас, чтоб кто-то из сподвижников постился эти два месяца полностью. Достоверно известно, что Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, полностью постился только месяц Рамадан. Т.к. сообщается в достоверном хадисе от Аиши, да будет доволен ею Аллах, что она сказала: « Иногда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, постился так долго, что мы говорили, что он вообще не прерывает поста, а иногда он не постился так долго, что мы говорили, что он вообще не постится. И я не видела, чтобы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, постился в течение целого месяца, кроме Рамадана, как не видела я, чтобы (в каком-нибудь месяце) постился он больше, чем в Шагбане” . (аль-Бухари, 1969; Муслим, 1156 (175)).

Совершение Умры (малого паломничества) в месяц Раджаб.

Нельзя выделять месяц Раджаб для совершения Умры, наделяя эту умру какими-либо достоинствами, т.к. нет достоверных доказательств, указывающих на то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал умру в месяц Раджаб или на то, что он сказал о его достоинстве. Муджахид (один из табиинов) сказал: «Тут мы услышали, как мать правоверных ‘Аиша чистит зубы в своей комнате, и ‘Урва сказал: “О матушка, о мать правоверных, слышишь ли ты, что говорит Абу ‘Абд ар-Рахман (Ибн Умар)?” Она спросила: “Что же он говорит?” (‘Урва) сказал: “Он говорит, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил умру четырежды, (в том числе) - один раз в Раджабе”. (На это) она сказала: “Да помилует Аллах Абу ‘Абд ар-Рахмана! (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) не совершил ни одной Умры без него, но он никогда не совершал умру в Раджабе!”» (аль-Бухари, 1776). Также шейх Мухаммад ибн Ибрахим, да смилуется над ним Аллах, сказал в своих фетвах: «Что касается выделения некоторых дней месяца Раджаб для совершения малого паломничества или для совершения каких-либо других видов поклонения, то всё это не имеет никакой основы в Исламе, как об этом утверждал имам Абу Шама в своей книге «Ал-Бида’ уаль Хауадис». А именно, он сказал, что не следует выделять какое-либо время для совершения определённых видов поклонения, если оно не было выделено Шариатом. Т.к. нет превосходства определённого времени над другим временем, кроме того, на который указал Шариат и выделил его (время), наделив особенностями. Поэтому учёные порицали выделение месяца Раджаб для многократного совершения умры. Что же касается человека, который направился для совершения умры в этот месяц без убеждения в том, что в этом есть какое-либо достоинство, или его поездка просто совпала с месяц Раджаб, то в этом нет ничего предосудительного».

Молитва Рагайиб.

Это намаз, совершаемый в первую ночь на пятницу месяца Раджаб, который выдумали некоторые шарлатаны.

Имам ан-Навави, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Это скверное и порицаемое нововведение, состоящее из множества порицаемых вещей. Является обязанностью оставление этого нововведения, и порицание тех, кто делает его». («Фетвы имама ан-Навави», стр.57).

Ученый Ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Намаз-рагайиб – это нововведение по единогласному мнению учёных-имамов, т.к. совершение этого намаза не предписано ни Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ни его халифами. Ни один из имамов религии такие, как имам Малик, Аш-Шафи’и, Ахмад, Абу Ханифа, Ас-Саури, Аль-Ауза’и, Ал-Лейс и другие, не одобрили совершение этого намаза. А приводимый хадис по поводу намаза-рагайиб, является ложью по единогласному мнению всех хадисоведов». («Маджу’ аль-фатава», 23/134).

Ибн ан-Наххас, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Это (намаз-рагайиб) нововведение, а хадис, приводимый по этому поводу, является придуманным в соответствии с единогласным мнением всех хадисоведов». («Танбих аль-Гофилин», 496).

Учёный Ат-Тартуший, разъяснил начало данному нововведению, сказав: «Сообщил мне Абу Мухаммад аль-Макдиси: «Молитва рагайиб, которая совершается в месяц Раджаб и Шагбан, совершено не существовала в Бейт аль-Макдис (мечеть аль-Акса в Йерусалиме). Впервые её придумали у нас в 448 году (по хиджре, лунному мусульманскому календарю), когда к нам в Бейт аль-Макдис прибыл человек из Набилиса, известный под именем Ибн Абу Хамра, который отличался прекрасным чтением Корана. Именно он впервые совершил в мечети аль-Акса ночной намаз в середине Шагбана…Что касается намаза, совершаемого в месяц Раджаб, то впервые стали совершать её у нас в Бейт аль-Макдис после 480 года (по хиджре, лунному мусульманскому календарю)». («Аль-хауадис уа аль-бида’», 103).

Также по поводу хадиса о молитве рагайиб и о том, что он является придуманным упомянули в своих трудах Ибн Аль-Джаузи, Абу аль-Хаттаб, Абу Шама, Ибн Раджаб, Абу аль-Фадль ибн Наср и другие.

Празднование ночи переселения и вознесения (аль-Исра уа аль-Ми’радж).

Данное событие празднуется в ночь на двадцать седьмое число месяца Раджаб, хотя никакой достоверной информации ни по поводу даты этого дня и ни по поводу лигитимности его празднования не существует. Более того существует большое разногласие среди историков в вопросе даты данного события. Ученый Ибн Раджаб, да смилуется над ним Аллах, по этому поводу сказал: «Приводится (в некоторых книгах), что в месяц Раджаб произошли значимые события, однако ни одна эта информация не достоверна. Так приводится, что, якобы, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, родился в первую ночь этого месяца, или, что он стал пророком в двадцать седьмой день месяца Раджаб, а некоторые сказали, что это произошло в двадцать пятый день, однако, всё это не достоверно». («Латоиф аль-Ма’ариф», 233).

Шейх Ибн Усеймин, да смилуется над ним Аллах, был спрошен по поводу поста в 27 день месяца Раджаб и выделения этой ночи среди других для совершения ночных молитв. На что он ответил: «Пост в 27 день месяца Раджаб и выделение этой ночи для совершения ночных молитв является нововведением в религии, а любое нововведение – это заблуждение». («Маджму’ аль-фатава», Ибн Усеймина, 20/440).

Кроме того, некоторые, будучи убеждёнными в особенностях этого месяца, дополнительно совершают различного рода поклонения: раздача милостыни, закалывание животного и т.д. Однако, как уже упоминалось выше, мы не можем и не имеем права выделять для самих себя определённые дни и посвящать в них определённые виды поклонения. Т.к. в вопросах поклонения мы мусульмане должны следовать только строго Книге Аллаха и Сунне Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Если же, что-то не будет соответствовать этим двум основам (Корану и Сунне), то оно будет отвергнуто, вне зависимости от того: совершает ли человек это нововведение из благих целей или дурных. Т.к. Всевышний Аллах уже довел до нас Свою религию в совершенстве, и эта совершенная религия, Ислам, не нуждается ни в добавлениях, ни в сокращениях. Всевышний Аллах сказал: «Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довёл до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии Ислам» . (Коран, 5/3). В сборнике имама Бухари передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто внесёт в наше дело (Ислам) то, что не из него (нововведение), то у него это будет отвергнуто» (аль-Бухари, 2697), а у Муслима передаётся: «Кто совершил дело, которое не соответствует нашему делу, у того будет отвергнуто (будет отвергнуто это нововведение)». (Муслим, 1718).

У многих может возникнуть вопрос: а что же тогда можно делать в этот запретный месяц Раджаб?! Ответ прост: необходимо осознать, что этот месяц запретный, поэтому следует более серьёзнее подойти к вопросу оставления грехов, и совершения благих дел. Необходимо покаяться перед Аллахом, и начинать готовиться к месяцу Рамадан, путём дополнительных постов, утверждённых Пречистой Сунной, путём прошения У Всевышнего здоровья и сил для выполнения предписанных поклонений.

Просим у Всевышнего Аллаха полезных знаний, искренности и праведных дел, дабы оказаться в Судный День из числа преуспевших! Амин.

Вопрос: Передается ли особая награда за пост в месяце раджаб?

Ответ:

Хвала Аллаху.

Во-первых, месяц раджаб – один из запретных месяцев, о которых Всевышний Аллах сказал:

إِنَّ عِدَّةَ الشُّهُورِ عِنْدَ اللَّهِ اثْنَا عَشَرَ شَهْراً فِي كِتَابِ اللَّهِ يَوْمَ خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضَ مِنْهَا أَرْبَعَةٌ حُرُمٌ ذَلِكَ الدِّينُ الْقَيِّمُ فَلا تَظْلِمُوا فِيهِنَّ أَنْفُسَكُمْ

«Воистину, число месяцев у Аллаха — двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них — запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе» . Запретные месяцы – это раджаб, зу-ль-ка‘ада, зу-ль-хиджа и мухаррам.

Передается от Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Год состоит из двенадцати месяцев. Четыре из них запретные: три приходят поочерёдно – зу-ль-ка‘да, зу-ль-хиджа и мухаррам, а (четвёртый месяц) раджаб мударр, который находится между месяцами джумада и ша‘бан».

Эти месяцы именуются запретными по двум причинам:

1.Из-за запрета сражений в эти месяцы, если только враг не нападет сам.

2.Из-за того, что нарушения и совершения запретного в эти месяцы серьезнее, чем в иные месяцы.

Поэтому Всевышний Аллах запретил грешить в эти месяцы:

فَلا تَظْلِمُوا فِيهِنَّ أَنْفُسَكُمْ

«…и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе» . Несмотря на то, что совершение грехов и ослушание Аллаха запрещено во все месяцы года, в запретные месяцы этот запрет еще сильнее.

Ас-Са‘ади, да помилует его Аллах, сказал:

«„…и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе“, есть вероятность, что местоимение „в них“ относится к двенадцати месяцам. Всевышний Аллах разъяснил, что Он сделал эти месяцы временными мерилами (промежутками) для рабов Своих, дабы они наполнили их подчинением Ему, благодарили Аллаха за Его милость и за предопределение этих месяцев в интересах рабов. Так пусть же люди остерегаются проявлять несправедливость в них к собственным душам.

Есть вероятность, что местоимение относится к четырем запретным месяцам, и что запрет чинить несправедливость в них особенный, несмотря на запрет несправедливости на протяжении всего времени. Но этот запрет усилен, так как несправедливость во время запретных месяцев серьезнее несправедливости в иное время».

Во-вторых, что касается поста в месяце раджаб, то об особом достоинстве поста в этом месяце или об особом посте в этот месяц не передается ни одного достоверного хадиса.

И если некоторые люди выделяют дни этого месяца для особого поста, думая, что в этом есть особое достоинство (награда), то этому нет никакой основы в Шариате Аллаха.

От Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, передается только хадис о том, что поститься в запретные месяцы желательно вообще, а раджаб – один из запретных месяцев. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Постись в запретные месяцы и оставляй (пост)».

Этот хадис, если он достоверен, указывает на желательность поста в запретные месяцы вообще. И если кто-то станет поститься в месяц раджаб по этой причине и также будет поститься и в остальные запретные месяцы, то в этом нет греха. Но выделять постом только месяц раджаб, то – нет.

Шейх Ибн Таймийа, да помилует его Аллах, сказал: «Что касается особого поста в месяц раджаб, то все хадисы, пришедшие на эту тему, слабы и даже выдуманы. Ученые не опираются ни на одни из них. Эти хадисы не относятся к тем слабым хадисам, которые передается о достоинствах, напротив, большинство этих хадисов ложные и выдуманы…

В „аль-Муснаде“ и в других сборниках хадисов передается от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он велел поститься во время запретных месяцев, и это: раджаб, зу-ль-ка‘да, зу-ль-хиджа и мухаррам. Но это пост во время этих четырех месяцев, а не особое выделение (постом) месяца раджаб».

Ибн аль-Кайим, да помилует его Аллах, сказал: «Все хадисы, в которых упоминается о посте в месяц раджаб и молитве в некоторые ночи этого месяца являются ложью и клеветой».

Ибн Хаджар, да помилует его Аллах, сказал: «По поводу достоинства месяца раджаб, поста в этом месяце или поста в течение некоторой части этого месяца, молитвы в определенные ночи этого месяца не передается ни одного достоверного хадиса, который можно было бы использовать в качестве доказательства».

Шейх Сайид Сабик, да помилует его Аллах, сказал: «Пост в месяц раджаб не имеет особого достоинства, превышающего награду поста в иные месяцы. Однако раджаб является запретным месяцем. В достоверной Сунне не передаются хадисы о достоинстве поста в этот месяц, но передаются такие предания, которые не могут служить доказательством в этом вопросе».

Шейху Ибн ‘Усеймину, да помилует его Аллах, задали вопросе о посте в двадцать седьмой день месяца раджаб и ночной молитвы в двадцать седьмую ночь, и он ответил:

«Выделение постом и молитвой двадцать седьмую ночь и двадцать седьмой день месяца раджаб является нововведением, а каждое нововведение есть заблуждение».

Коран. Сура «Покаяние» 9:36.

Аль-Бухари. Ас-сахих, хадис № 4662; Муслим. Ас-сахих, хадис № 1679.

Коран. Сура «Покаяние» 9:36.

Ас-Са‘ади. Тафсир. С. 373.

Абу Дауд. Ас-сунан, хадис № 2428; аль-Альбани в «Да‘иф Аби Дауд» сказал, что это слабый хадис.

Приводится с сокращениями. Ибн Теймия. Маджму‘у-ль-фатауа. Т. 25. С. 290.

Ибн аль-Кайим. Аль-манару-ль-муниф. С. 96.

Ибн Хаджар. Табйину-ль-‘аджаб. С. 11.

Сабик С. Фикху-с-сунна. Т. 1. С. 383.

Ибн ‘Усеймин. Маджму‘ фатауа Ибн ‘Усеймин. Т. 20. С. 440

Сайт «Ислам: вопрос и ответ» Islam Q&A фатва № 75394