Нерешенные проблемы интернет зависимость. Интернет-зависимость: понятие, виды, симптомы, стадии и причины развития, лечение и профилактика

Пути решения проблемы


Чтобы избежать Интернет- зависимости и пользоваться информационными технологиями во благо, необходимо заниматься воспитанием и самовоспитанием компьютерной культуры пользователей.


Самый простой и доступный способ решения зависимости это приобретение другой зависимости. Любовь к здоровому образу жизни, общение с живой природой, творческие прикладные увлечения, такие как рисование как правило выводят человека из зависимости.


1. Пароль доступа


Чтобы ограничить пребывание ребенка или подростка за компьютером, можно установить на нем пароль на вход. Как правило, ребенок возвращается из школы днем, задолго до родителей, и проводит уйму времени за компьютером, забыв о делах и обязанностях. Если на компьютере появится пароль, ребенок сможет приступить к любимым виртуальным играм только после возвращения родителей. А за время ожидания успеет сделать и уроки, и домашние дела, и только после этого сможет окунуться в свой любимый виртуальный мир компьютерных игр.


2. Заманчивая альтернатива


Если у ребенка единственное и любимое увлечение – компьютер, пора разнообразить его образ жизни, найти альтернативное занятие и увлечение, которое, возможно, затмит любимые компьютерные игры. Запишите его, например, в спортивную секцию, на плавание, фитнес, футбол, хоккей и т.д. Главное, чтобы занятия приносили ему удовольствие, и ребенок осознал прелести активного времяпрепровождения, нашел интересную сферу занятий и расширил круг общения. Альтернативой спортивному комплексу может служить театральный или танцевальный кружок, авиамоделирование.

  • Используйте реальный мир для расширения социальных контактов. Жизнь – это освоение, расширение и преображение реальности, и внутренней, и внешней. Таким путем человек становится совершенней.
  • Определите свое место в реальном мире. Ищите реальные пути быть тем, кем хочется. Избегайте простых способов достигать цели: бесплатный сыр – только в мышеловке.
  • Виртуальная реальность заполняет «дыры» в жизни. Живите без «заплаток»!
  • Компьютер – лишь инструмент, усиливающий ваши способности, а не заменитель цели.
  • Развивать в виртуальной реальности то, что для вас неважно в реальной жизни - нельзя. Делайте то, что хотите, в реальной жизни!
  • Ищите друзей в реальности. Виртуальный мир дает иллюзию принадлежности к группе, не развивая действительных навыков общения.
  • Наполняйте жизнь положительными событиями, поступками.
  • Имейте собственные четкие взгляды, убеждения.
  • Избегайте лживости и анонимности в виртуальной реальности.
  • Пребывайте «здесь и сейчас», а не «там».
  • Научитесь контролировать собственное время за компьютером.

Что делает Интернет притягательным в качестве средства "ухода” от реальности?

  • возможность анонимных социальных интеракций (особое значение имеет чувство безопасности при осуществлении интеракций, включая использование электронной почты, чатов, ICQ и т.п.)
  • возможность реализации представлений, фантазий с обратной связью (в том числе создавать новые образы "Я"; вербализация представлений и/или фантазий, не возможных в обычном мире, например, киберсекс, ролевые игры в чатах и т.д.)
  • чрезвычайно широкая возможность поиска нового собеседника, удовлетворяющего любым критериям (нет необходимости удерживать внимание собеседника – т.к. в любой момент можно найти нового)
  • неограниченный доступ к информации ("информационный вампиризм”) (в основном опасность стать зависимым подстерегает тех, для кого компьютерные сети оказываются, чуть ли не, а иногда и единственным средством общения)

Интернет- зависимые пользуются сервисами Интернет, которые позволяют им встречаться, социализироваться и обмениваться идеями с новыми людьми в виртуальном пространстве. То есть пользуются сервисами, связанными с общением. К.Янг выделяет две группы интернет- зависимых: висящих на общении ради общения (91%) и висящих на информации. Интернет- зависимых привлекают такие особенности сети, как: анонимность, доступность, безопасность и простота использования.


Социальная поддержка осуществляется через включение в социальную группу (чат или конференцию) в Интернете. Как любое общество, культура киберпространства обладает набором ценностей, стандартов, языка, символов, к которому приспосабливаются отдельные пользователи.

Почему подростки проводят время в таком странном и необычном месте, как Интернет?


Идентификация. Подростки пытаются определиться со своим местом в мире. Они задают "общемировые" вопросы: Кто Я? Зачем я живу? Вопросы, на которые трудно дать ответы и некоторые могут быть найдены в Сети.


Интимность и принадлежность. В процессе взросления человек знакомится с противоположным полом. Он ищет друзей и компании, где может испытать чувство принадлежности группе. Интернет предоставляет неисчислимое количество людей и групп, объединяющих членов по интересам, ценностям.


Независимость от родителей. Поиски места в жизни и выстраивание отношений с людьми идут наравне с желанием отделиться от родителей. Подросток желает быть независимым и делать то, что хочет. Но в то же время он не хочет полностью отделяться от родителей. И тут Интернет предоставляет уникальную возможность. Хочешь знакомиться с новыми людьми, делать захватывающие вещи, открывать мир? Хочешь остаться дома с родителями? Интернет позволяет делать это одновременно.


Подростковый возраст - сложный период, проходящий под давлением школы, семьи и друзей. Что делать подростку со своими переживаниями, особенно когда они усилены гормональной перестройкой организма? Ему нужно избавиться от них, и он может попытаться это сделать в анонимном, свободном от ответственности киберпространстве.


Факторы риска Интернет- зависимости связаны с личностными особенностями подростков: склонностью к поиску новых ощущений, агрессивностью и тревожностью, эмоциональной отчужденностью, низкой коммуникативной компетентностью и др. Поэтому все подростки-пользователи пойманы одной Сетью и находятся в одной группе риска.


Стадии Интернет- зависимости.

Первая стадия - интерес. Друзья посоветовали, как отвлечься от проблем, «убить время», развлечься.

Вторая стадия - втягивание. Воздержание сопровождается настоящими «ломками»: и скучно, и грустно, и дела не идут на ум.

Третья стадия - зависимость. Конечно, люди с нарушенной психикой находят мир и покой в Интернете, потому что избавляются там от многих реальных проблем. Но и психически здоровые люди при чрезмерном увлечении Интернетом становятся зависимыми от него, а всякая зависимость в той или иной степени - нарушение психики.

Интернет зависимость и проблемы в семье


Проблемы в семье, как правило, возникают в результате недостатка внимания к тому или иному члену семьи. Ссоры и непонимание проблем зависимого человека только усугубляют положение отношений в семье. Так как интернет- зависимый человек поглощает много информации и, возможно, знаний, подобные изменения вызывают внутреннюю напряжённость и обеспокоенность. Семейные скандалы могут еще больше повредить психику человека. Лучший способ решить проблемы семьи - это любовь, и взаимопонимание, и мудрость домочадцев. Плавно выводить человека на семейное позитивное общение и, главное, увеличивать совместное общение с живой природой, к примеру: с помощью прогулок.
Последствия Интернет-зависимости
Интернет-зависимый человек вряд ли доставлял бы «проблемы» обществу, если бы он был в этом мире один. Сиди тогда у компьютера хоть неделями, ты никому не мешаешь, никого не напрягаешь, никто о тебе не беспокоится, главное, следи, чтобы глаза несильно уставали. Но это утопия.
Человек живёт в обществе, где многое построено на реальных человеческих отношениях, на чувствах, любви и общении, на контакте, но не на "Вконтакте". И удовольствие от жизни именно это живое и приносит. А виртуальные отношения – это лишь небольшая часть жизни, которая делает её чуть удобной. И когда человек ограничивает себя рамками виртуального общения, выбирает Интернет вместо встречи с друзьями, тогда сильно страдают его реальные отношения. Он «выпадает» из реального общения, как и при наркотической и алкогольной зависимости страдает сам человек, его ближайшее окружение, семья.


Поглощенность Интернетом влияет на появление расстройств в поведении человека:

1. Ложь и даже криминальные действия типа просмотра и скачивания непристойных видео материалов.

2. Уход от реального мира с его эмоциональными проблемами (стресс, депрессия, беспокойство и др.) или же от простых жизненных сложностей (обилие работы, проблемы в учебе, семье).

Мгновенное бегство в фантастический мир – здесь Интернет служит поддержкой для привыкания, за которым следует ухудшение настроения, психологическое разногласие с окружающими.

Вначале зависимость проявляется в том, что вместо занятий ежедневными делами, такими как стирка, уборка или посещения магазинов, люди сидят перед компьютером, игнорируя повседневные заботы. Виртуальный мир, в котором человек чувствует себя намного комфортнее, чем в реальной жизни, создает угрозу для успешной реальности.

3. Отдаление людей, сужение социальных контактов. Любая киберзависимость негативно влияет на семейные отношения и стабильность семьи как таковой (у школьников приводит к конфликтам с родителями, у взрослых нередко заканчивается разводом).

4. Возникают серьезные проблемы с учебой, потому что школьники или студенты посещают посторонние сайты, часами болтают в чатах, и играют в игры вместо занятий. У них появляются проблемы с выполнением домашних заданий, подготовкой к экзаменам.

5. Низкий контроль количества времени, проведенного в Сети. В результате нарушается режим, сон.


отношения к опасностям, хотя наличие лишь сензи-тивности еще не гарантирует того факта, что личность в угрожающей ситуации будет выбирать адекватные способы поведения, предотвращающие, снижающие или нивелирующие опасность. Тем не менее, уже наличие только сензитивности позволяет человеку сделать существенный шаг к обеспечению своей безопасности. По нашим данным, сензитивные юноши и девушки реже испытывают трудности взаимодействия с педагогами, родителями, сверстниками, чаще выбирают адекватные способы реагирования в ситуациях опасности. Поэтому развитие сензитивности есть непременное условие формирования адекватного отношения людей к опасностям. Мы полагаем, что практическая работа должна включать в себя, наряду с формированием общей нормативности поведения в угрожающих ситуациях и соответствующих ценностей, развитие способности к контролю ситуации, прогнозированию последствий своих действий и действий других людей.

Литература

1. Котик, МА. Новый метод экспериментальной оценки отношения людей к волнующим их событиям / М.А. Котик // Вопросы психологии. - 1994. - № 1. - С. 97 - 104.

2. Маралов, В.Г. Психологические особенности взаимосвязи сензитивности к угрозам и потребностей в безопасности у старших школьников и студентов / [В.Г. Маралов и др.] // Вестник ЧГУ. - 2012. - № 3 (40). - Т. 1. -С. 146 - 150.

3. Маралов, В.Г. Разработка теста-опросника по выявлению способов реагирования в ситуациях опасности в юношеском возрасте / [В.Г. Маралов и др.] // Альманах современной науки и образования. - 2012. - № 12. - Ч. 1. -С. 92 - 96.

4. Развивающаяся личность в зеркале угроз / под ред. В.Г. Маралова. - Череповец, 2013.

5. Симонов, П.В. Эмоциональный мозг / П.В. Симонов. - М., 1981.

6. Соломин, В.П. Психологическая безопасность / [В.П. Соломин и др.]. - М., 2008.

7. Эллис, А. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход / А. Эллис. - СПб., 2002.

А А. Самойлик

Научный руководитель: кандидат психологических наук, доцент И.В. Галактионов

ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ - АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

В данной статье описывается вид зависимого поведения, набирающий все большие обороты в современном обществе. В веке компьютерных технологий и Интернета актуальным становится вопрос Интернет-зависимости. Данная проблема становится все более важной в связи с ростом количества пользователей сети во всем мире. Интернет забирает все больше времени у своих пользователей и становится настолько доминирующим, что с годами у них прогрессирует снижение способности к волевому контролю над посещением сети.

Интернет, зависимость, аддиктивное поведение, аддикция.

The paper describes the type of addictive behavior in modern society. The Internet addiction becomes more and more popular in the century of Computer Technology and Internet. Increase of Internet users around the world makes this problem more current and urgent. Internet is becoming dominant in people"s lives. Internet overusing lead to reduced ability to voluntary control over the visiting Network (Web).

Internet, dependence, addictive behavior, addiction.

Возрастающая компьютеризация и интернетизация современного общества привели к появлению новой психологической зависимости - Интернет-зависимость. Все больше людей предпочитают уходить с головой в виртуальный мир, не желая противостоять жизненным трудностям, выстраивать отношения с окружающим миром и обществом. Зацикливаясь на каких-либо видах деятельности в Интернете, они получают субъективно приятные эмоции, которые помогают «убежать» им от реального мира или которые они могут испытать, находясь в Интернете. Вопрос о ее выявлении и профилактике весьма актуален на данный момент, так как чрезмерное ув-

лечение Интернетом разрушающе воздействует на психику человека, снижает его работоспособность, пагубно влияет на механизмы межличностной перцепции. Данная проблема имеет широкий научный резонанс в работах зарубежных авторов. Особую актуальность она носит в США и Китае. Но по мере повышения уровня развития Интернет-технологий и их доступности для широкого круга пользователей и в России мы так же столкнулись с проблемой Интернет-зависимости, которая может крайне деструктивно повлиять на все сферы жизни человека. При этом данный тип зависимого поведения относится к одной из форм деструктивного поведения, наносящий

большего всего ущерб сфере межличностных отношений.

Термин «Интернет-зависимость» предложил доктор И. Голдберг в 1995 г. для описания патологической, непреодолимой тяги к использованию Интернета. И. Голдберг характеризует Интернет-зависимость как «оказывающую пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или психологическую сферы деятельности» .

В более широком понимании к зависимости от Интернета относят не только зависимость от применений Интернета в социальной сфере, а именно, опосредствованного общения, но и зависимость от онлайн игр, пристрастие к просмотру сайтов, содержащих информацию сексуального характера, интернет-магазинам.

Зависимость от Интернета приводит к изменению поведения: человек пытается искусственным путем изменить свое психическое состояние, и это дает ему ложное чувство безопасности. Данный тип зависимого поведения представляет собой серьезную опасность для здоровья как физического, так и психического и самого аддикта, и тех, кто его окружает. Наибольший вред наносится сфере межличностных отношений .

Интернет-зависимое поведение - одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности, что сопровождается сильными эмоциями . Этот процесс настолько захватывает человека, что начинает управлять его жизнью. Человек становится беспомощным перед своим пристрастием. Волевые усилия ослабевают и не дают возможности противостоять зависимости.

Адаптационный ресурс аддикта нарушается. Главным признаком этих нарушений является ощущение психологического дискомфорта. Психологический комфорт может быть нарушен по разным причинам: внутренним и внешним. В жизни всегда случаются перепады настроения, но каждый отдельный человек по-разному воспринимает эти состояния и по-разному на них реагирует. Один готов противостоять трудностям, брать на себя ответственность и принимать решения, а другой с трудом переносит даже незначительные изменения настроения и психофизического тонуса. Такие люди обладают низкой переносимостью фрустраций . И для того чтобы восстановить психологический комфорт, они «погружаются» в зависимость, стремясь к искусственному изменению психического состояния, получению субъективно положительных эмоций. В итоге создается иллюзия решения проблемы. Такой способ борьбы с реальностью закрепляется в поведении человека и становится постоянной стратегией взаимодействия с окружающим миром и обществом.

Причина зависимого поведения чаще всего состоит в том, что оно является путем наименьшего сопротивления. Складывается субъективное впечатление, что таким образом можно уйти от своих про-

блем, не думать о тревогах, избежать трудных ситуаций, используя различные варианты аддиктивно-го поведения .

Разрушительный характер зависимости заключается в следующем: способ аддиктивного поведения из средства постепенно превращается в цель. Периодически отвлечься от жизненных трудностей необходимо всем, но в случае аддиктивного поведения оно становится образом жизни, в процессе которого человек попадает в ловушку постоянного ухода от реальности , со временем начиная терять свое «Я-реальное» и обретать свое «Я-виртуальное».

Аддиктивная реализация заменяет дружбу, любовь, другие виды активности. Она отнимает время, силы, энергию, эмоции. Человек теряет способность поддерживать равновесие в жизни, включаться в различные формы активности, получать удовольствие от общения с людьми, отдыхать, развиваться как личность, проявлять симпатии, оказывать эмоциональную поддержку даже наиболее близким людям. В результате у аддикта возникают трудности в общении и взаимодействии с другими людьми .

Вместе с дисфункциональными процессами в общении нарушаются, искажаются и теряют ценность такие значимые механизмы межличностной перцепции, как идентификация, эмпатия, рефлексия. Следовательно, утрачивается способность ставить себя на место партнера, сопереживать, представлять, каким воспринимают тебя окружающие.

Интернет-зависимость обладает некоторыми характеристиками уже известных и изученных аддик-ций :

Пренебрежение важными вещами в жизни из-за аддиктивного поведения;

Разрушение отношений аддикта со значимыми людьми;

Раздражение или разочарование значимых для аддикта людей;

Скрытность или раздражительность, когда люди критикуют это поведение;

Чувство вины или беспокойства относительно этого поведения;

Безуспешные попытки бороться с аддиктив-ным поведением.

На наш взгляд, особый интерес представляет описание поведенческих характеристик предложенное А.Е. Войскунским . Можно согласиться со следующими из них:

Готовность лгать друзьям и членам семьи, преуменьшая длительность и частоту работы в Интернете;

Стремление и способность освободиться на время работы в Интернете от ранее возникнувших чувств вины или беспомощности, от состояний тревоги или депрессии, обретение ощущения эмоционального подъема и своеобразной эйфории;

Готовность мириться с разрушением семьи, потерей друзей и круга общения из-за поглощенности работой в Интернете.

Изучение данной проблемы в литературе отечественных и зарубежных авторов дает основание полагать, что в зависимости от мотивации, целей и условий деятельности Интернет может быть использован для ухода в некий виртуальный мир, в котором трудности и проблемы реального мира отсутствуют. И это может привести к формированию виртуальной личности.

Согласно исследованиям А. Жичкиной формирование виртуальной личности выступает как компенсация недостатков реальной социализации. Такая виртуальная личность может существовать как «для себя», осуществляя идеал «Я» или, наоборот, реализуя деструктивные тенденции пользователя, так и «для других», с целью произвести определенное впечатление на окружающих .

А. Жичкина указывает, что в особенностях предъявляемых «виртуальных личностей» могут отражаться отличительные черты, связанные с протеканием процессов самоопределения, самоверификации, изменения структуры идентичности человека, выражающие тенденцию к множественности идентичности . Следствием этого является характерное для Интернет-зависимости отрицательное влияние на профессиональную, социальную, психологическую и физическую стороны жизни человека.

Следует помнить, что негативное влияние Интернета находится в прямой зависимости от личности пользователя. Зачастую Интернет-зависимость - это следствие гиперкомпенсации внутриличностных проблем. В первую очередь, это эмоциональная нестабильность, ведомость, низкий самоконтроль, робость, сдержанность. Следовательно, Интернет-зависимость является одним из способов аддиктив-ной реализации, характерной для лиц, имеющих личностные особенности, такие как замкнутость, тревожность, напряженность, истероидный или сен-зитивный тип акцентуации характера, способствующие формированию собственно аддиктивной личности. Неспособность противостоять жизненным трудностям, сопровождающаяся низкой самооценкой, плохая переносимость жизненных трудностей, неуверенность в себе - важные факторы, формирующими избегающее поведение. В данном случае Интернет служит средством самозащиты от чувства боли, унижения, плохого настроения.

Исходя из этого, при выстраивании профилактической работы или работы уже с Интернет-зависимым поведением нужно уделять особое внимание следующим аспектам: психологическому сопровождению в преодолении различных жизненных ситуаций, психологической поддержке реализации своего «Я», помощи близких.

Развитие способности самоуправления является необходимым фактором профилактики Интернет-зависимости. Остановимся на описании данного феномена и его «роли» в работе с Интернет-аддикцией. Феномен самоуправления подробно рассматривался учеными в Казанском университете под руководством Н.М. Пейсахова в 80-е гг. XX в. Была разра-

ботана концепция самоуправления, на основе которой выделены четыре формы активности личности как субъекта: субъективные переживания, деятельность, общение, поведение. Эти формы активности объединяются в единое целое благодаря их способности к самоизменению. Н. М. Пейсахов подчеркивал, что «самоуправление следует рассматривать как процесс, а не застывшую структуру связанных между собой звеньев». Цикл самоуправления включает в себя восемь звеньев, а именно: анализ противоречий или ориентировка в ситуации, прогнозирование, це-леполагание, планирование, принятие решений, критерии оценки, самоконтроль, коррекция.

Ключевым в понимании феномена самоуправления как операционального механизма управления деятельностью является проявление субъектности как способности личности самостоятельно управлять деятельностью, обеспечивающей ее самоизменение через проявление разных форм активности, что позволяет ей самореализоваться адекватно субъективным и объективным потребностям. Именно психологическое сопровождение в развитии личностного самоуправления, на наш взгляд, является важным фактором профилактики Интернет-зависимости, так как при развитии данной способности акцент делается на субъектность, на умение человека управлять своей жизнью, адекватно разрешать свои жизненные трудности, самореализовываться, расти как личность. И проблемы, описанные нами выше, в данных личностных аспектах, в свою очередь, являются факторами, влияющими на формирования Интернет-зависимости. Это дает основание рассматривать специально организованную деятельность в форме социально-психологического тренинга, направленного на развитие такого операционального механизма самоуправления, как фактор профилактики Интернет-зависимого поведения.

Литература

1. Арестова, ОН. Мотивация пользователей Интернета. Гуманитарные исследования в Интернете / О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин, А.Е. Войскуновский. - М., 2000.

2. Бабаева, Ю.Д. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете / Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский, О.В. Смыслова. - М., 2000.

3. Войскунский, А.Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета / А.Е. Войскунский // Психологический журнал. - 2004. - Т. 25. - № 1. - С. 90 - 100.

4. Войскунский, А.Е. Исследования Интернета в психологии / А.Е. Войскунский // Интернет и российское общество / под ред. И. Семенова. - М. - 2002 - С. 235 - 250.

5. Егоров, А.Ю. Нехимические зависимости / А.Ю. Егоров. - СПб., 2007.

6. Интернет в общественной жизни. - М., 2006.

7. Кузнецова, ЮМ. Психология жителей Интернета / Ю.М. Кузнецова, Н.В. Чудова. - М., 2011.

8. Малыгин, В.Л. Интернет-зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика / [В.Л. Малыгин и др.]. - М., 2012.

9. Старшенбаум, Г В. Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей / Г.В. Старшенбаум. - М., 2006.

При всех плюсах, которые предоставляет интернет, он обнаруживает и свои отрицательные стороны, одна из которых – зависимость от него. Казалось бы, ничего страшного, что пользователь проводит здесь много времени, нет, однако такое мнение в последнее время опровергается научными исследованиями, экспериментами и наблюдениями, сделанными в повседневной жизни.

Что такое интернет-зависимость?

Еще не так давно утверждение, что интернет-зависимость - это диагноз болезни, вызвал бы саркастическую улыбку или недоумение, но сегодня это стало суровой реальностью. Причем это заболевание начинает приобретать все признаки эпидемии, так как распространяется с огромной скоростью и грозит поглотить страны и континенты, обратив их жителей в послушных ее служителей. К сожалению, нередки и трагические случаи, связанные с общением в интернете через сообщества, наносящие вред психо-эмоциональному и физическому здоровью. Особенно подвержены влиянию интернет сообществ подростки.

Виды интернет-зависимости

Всемирная паутина широко раскинула свои сети, в которые попадаются все новые жертвы ее коварных соблазнов, при этом возраст зависимых снижается с каждым годом. «Болезнь интернетом» распространилась до такой степени, что сегодня специалисты стали выделять типы интернет-зависимости, которые имеют свои признаки и последствия для пораженных этим странным заболеванием.


Признаки интернет-зависимости

Человека, пораженного «вирусом интернет-зависимости » узнать очень легко. Как правило, эти люди полностью погружены в виртуальную реальность, поэтому их меньше всего интересует, как они выглядят в глазах окружающих. Им не интересно мнение других, они равнодушны к замечаниям, не реагируют на скандалы, от которых уходят, не обращая внимания на тех, кто находится рядом с ними. Специалисты определили симптомы интернет-зависимости:

  • постоянное увеличение времени нахождения в интернете, доходящее до 24 часов;
  • постоянная проверка почты;
  • увеличение средств, используемых на оплату интернет.

Причины интернет-зависимости

Если зависимость уже налицо, избавиться от нее можно только при содействии специалиста: потребуется лечение интернет-зависимости, при этом родственники и сам «больной» должны осознавать важность этого процесса. Но чтобы исцеление было эффективным, необходимо выявить причины возникновения зависимости от интернета. Их немало, и большинство из них имеют глубокие истоки:

  • неуверенность в себе, заложенная слишком требовательными родителями, желавшими видеть своего ребенка «самым-самым», который не оправдал их надежд;
  • трудность в общении, вызванная особенностями характера или состоянием здоровья;
  • крайняя неудовлетворенность своей реальной жизнью;
  • отсутствие контакта и понимания внутри семьи;
  • вредные привычки и пристрастия, осуждаемые родными и близкими.

Интернет-зависимость у подростков

Одной из наиболее распространенных и трудноизлечимых является интернет-зависимость подростков. Анализ причин, приводящих к зависимости подростков от интернета, чаще всего, кроется в межличностных отношениях в семье и сообществе сверстников. Нередко родители сами подталкивают еще маленького ребенка к «болезни интернетом». Подарок в виде компьютера, планшета, ноутбука или айфона – первый шаг в виртуальную реальность, двери в которую приоткрывают близкие люди.

И если сначала все начинается с безобидных, как кажется, игр, которые подкупают своей графикой и спецэффектами, то со временем круг интересов подрастающих детей расширяется. Чаще всего, вход родителям в их виртуальный мир закрыт. Интернет-зависимость подростков возникает разными путями:

  • отсутствием внимания и любви родителей;
  • страхами и фобиями, сформированными на фоне низкой самооценки, возникшей в результате общения с одноклассниками, ровесниками, живущими по соседству;
  • желанием найти понимание, любовь, сочувствие;
  • стремлением познакомиться с необычными людьми, наполнить свою жизнь неординарными поступками, нередко расходящимися с общепринятой моралью.

К чему приводит интернет-зависимость?

Многочасовые путешествия по разным сайтам и сообществам оказывают пагубное влияние на физическое и зависимого. Чем дольше он находится в паутине, тем сложнее ему отличить реальность от виртуального состояния. Тяга к другой жизни в сети не проходит бесследно для любого человека, но у каждого последствия интернет-зависимости выглядят по-разному:

  • неряшливость, отсутствие внимания не только к своему внешнему виду, но даже личной гигиене;
  • подчеркнутое равнодушие к мнению родных и близких, их проблемам и просьбам, домашним делам;
  • повышенная агрессия, особенно, если родные пытаются запретить или сократить время общения с компьютером;
  • сужение круга реальных знакомых, отказ от общения с ними.

Помимо психологического отказа от реальной жизни, интернет-зависимость приводит и к нарушениям состояния физического здоровья заболевшего. Чаще всего, отмечается снижение зрения, зрительная утомляемость, рези в глазах, сухость, а позднее резко падает острота зрения. Однако этим проблемы со здоровьем не ограничиваются, добавляются и некоторые другие:

  • снижение иммунитета;
  • бессонница;
  • повторяющиеся головные боли;
  • усиливающиеся боли в спине.

Интернет-зависимость и одиночество

Удивительно, но одиночество может быть и причиной, и следствием зависимости от интернета. В первом случае, ощущение отверженности, загнанности, затравленности родственниками или сверстниками порождают желание спрятаться, найти тех, кто поймет, примет человека таким, какой он есть. В этой ситуации вынужденный отказ от общения с реальными людьми и интернет-зависимость становится спасением от травли и отчаяния, вызванного унижениями, нелюбовью и невниманием.

В другом случае, одиночество становится следствием ухода пользователя от реальности: он поглощен виртуальной жизнью, с друзьями и знакомыми ему становится неинтересно - они не понимают и не поддерживают его образа жизни и разговоров, которые касаются только интернета. Проблема интернет-зависимости в обоих случаях здесь становится в «полный рост», потому что человек все более отрывается от существующих реалий и погружается в мир фантазий и придуманной им жизни.


Как избежать интернет-зависимости?

Словно болото, зависимость от интернета затягивает тех, кто не может ему противостоять, но избежать ее тоже можно, без использования специальных средств и приемов. Удивительно, но именно интернет-зависимость среди молодежи занимает одно из первых мест. При этом замечено, что компьютерным недугом не страдают те, чья жизнь насыщена и разнообразна, наполнена делами и встречами, интересными поездками и хорошими книгами.

Как избавиться от интернет-зависимости?

Жизнь в наш скоростной век, ежедневно меняющийся, полный соблазнов, обмана, лжи и обрушивающий на человека потоки информации, порой, ненужной и даже вредной, для многих оказалась слишком тяжелым испытанием. Кроме того, точное название данное интернет: «всемирная мировая паутина» - вполне оправдывает действия владельцев сайтов и .

Они не только предлагают необходимую для работы и жизни информацию, которой можно, в случае необходимости, воспользоваться. Словно пауки, они затягивают в свои сети слабых духом, не нашедших своего места в жизни, ищущих друзей, единомышленников и любителей приключений и острых ощущений. Недаром эксперты в один голос утверждают, что интернет-зависимость проблема - современного общества.

Пути избавления от нее во многом зависят от степени запущенности заболевания, желания освободиться от нее и правильно назначенного лечения. А оно может содержать разные методы и приемы, в том числе, кажущиеся, на первый взгляд, если не абсурдными, то – малоэффективными, но в комплексе все они дадут положительный результат. Начать можно с самых простых и понятных:

  • ежедневно планировать свой день, уделяя работе в интернете минимум времени;
  • вспомнить о родных и близких и уделять время для помощи им и посещениям, если они живут не рядом;
  • ввести в свою жизнь занятия спортом и посещения фитнес-клуба, бассейна, тренажерного зала, работу на свежем воздухе.

`Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Подгороднепокровская средняя общеобразовательная школа Оренбургского района»

Интернет-зависимость:

проблемы современного общества

Беляева Надежда Алексеевна

МБОУ «Подгороднепокровская СОШ», 8 класс

Руководитель: Коблова Марина Викторовна, учитель информатики

с. Подгородняя Покровка, 2016

Содержание:

    Аннотация…………………………………………………….…….……....3

    Введение……………………………………………………………….…....5

    Проблемы современного общества интернет -зависимость.....................6

    Классификация интернет зависимостей ……………………………..….10

    Пути решения проблемы…………………………………………..….…..11

    Тест на интернет-зависимость. Кимберли Янг………….……….……...14

    Памятка………………………………………………………….….……...18

    Заключение………………………………………………………..…….…22

    Литература………………………………………………………..……......23

    Аннотация

Данная работа содержит материал по теме «Интернет-зависимость: проблемы современного общества». Раскрываются проблемы Интернет-зависимости и причины её возникновения. Проведён опрос на наличие Интернет-зависимости у школьников от 11 до 17 лет.

В данной работе рассматривается главная проблема современного общества, а также пути её решения.

Цель: Выявить причины Интернет-зависимости и способы избавления от нее.

Задачи:

Образовательные:

    Выявить положительные и отрицательные стороны влияния Интернет на обучающихся;

    Определить симптомы Интернет-зависимости;

    Выявить причины возникновения Интернет-зависимости;

    Определить способы избавления от Интернет-зависимости.

Воспитательные:

    Формирование критического мышления;

    Формирование потребности ведения здорового образа жизни;

    Воспитание навыков работы в группе;

    Воспитание социально развитой личности.

Развивающие:

    Реализация коммуникативных, технических и эвристических способностей обучающихся;

    Развитие познавательного интереса обучающихся через использование Интернет-технологий.

Методы:

    Поиск информации в Интернет;

    Социологический опрос;

    Аналитика.

Гипотеза: Интернет не только вреден, но и полезен.

    Введение

Молодое поколение сейчас волнует много вопросов. Что заставляет молодежь уходить от активного образа жизни и часами просиживать в сети Интернет? Что именно привлекает их в сети, какие сайты они посещают? Почему Интернет-зависимость проявляется в своеобразном уходе от реальности, при котором процесс навигации по сети «затягивает» субъекта настолько, что он оказывается не в состоянии полноценно функционировать в реальном мире. Эти вопросы волнуют и нас.

Термин «интернет зависимость» в психиатрическую практику впервые ввел американский психиатр Иван Голдберг еще в 1995 г. Под этим выражением он подразумевал скорее не медицинскую проблему, подобную алкоголизму и наркомании, а поведенческую аномалию, характеризующуюся сниженным уровнем самоконтроля и способную разрушить нормальную жизнь. Интернет зависимость сегодня расценивается как психическое расстройство, выражающееся в неспособности пострадавшего вовремя выйти из сети и постоянным и навязчивым желанием войти туда снова. Как бороться с интернет зависимостью, каковы признаки этого состояния, какое существует лечение?

3. Проблемы современного общества интернет-зависимость.

Интернет как великое достижение технического прогресса имеет огромное значение для человечества, выполняя множество полезных и незаменимых функций. Но, как оказалось, всемирная паутина обладает одним негативным последствием, которое распространено по всему миру – это интернет зависимость, проблема современного общества. В чем ее суть и в чем опасность зависимости от сети?

Проблема интернет зависимости действительно не так безобидна. Некоторые психологи все-таки ставят ее в один ряд с алкоголизмом и наркоманией, учитывая асоциальные последствия. По результатам исследований на тему зависимости от сети интернет выяснилось, что длительное и бесконтрольное пребывание в on-line вызывает изменения негативного характера в состоянии сознания и в общем функционировании головного мозга. Это грозит человеку утратой способности к обучению и глубокому аналитическому мышлению и к какой-либо интеллектуальной работе.

Кроме умственных нарушений постоянное зависание в сети интернет и развивающаяся зависимость приводят к тому, что человек теряет навыки реального общения, приобретает асоциальные характеристики в поведении. Таким образом, все преимущества и удобства, которые дает интернет (Skype, e-mail, интернет торговля), при их безальтернативном и постоянном использовании грозят превратиться в проблему.

Кроме умственных и психических расстройств интернет зависимость является косвенной причиной физических заболеваний. Наиболее распространенным последствием частого и длительного просиживания за компьютером является ухудшение зрения. Сидячий образ жизни, неминуемо сопровождающий интернет зависимость, отражается на состоянии позвоночника (сколиоз, остеохондроз), работе сердца и сосудов (аритмии, гипертония, варикозная болезнь).

Тот факт, что интернет зависимость – проблема современного общества, особенно ярко демонстрирует еще одно ее серьезное последствие: нарушение семейных отношений.

Как показали исследования корпорации Google, ежегодно к Интернету подключаются около 200 миллионов человек. По подсчетам экспертов, к 2016 году в виртуальном мире будет прописан каждый второй житель Земли. Как к этому времени изменится сам Интернет, можно только гадать. Уже сегодня в виртуальном пространстве можно прожить целую жизнь: работать, общаться, влюбляться, играть, посещать музеи, научные конференции, учиться, а так же добиваться популярности. Уже сейчас создается впечатление, что мир по ту сторону монитора все чаще путают с действительностью, а что же будет лет через 20, когда компьютерные технологии, превзойдут все наши ожидания? И ответом на виртуальный поступок может стать реальный выстрел.

Как и любая тяжелая зависимость, Интернет-зависимость связана с криминалом. В Шанхае 41-летний игрок онлайновой игры LegendofMir 3ЦюЧенвэй убил своего друга из-за того, что тот «украл» у него виртуальный меч. Суд приговорил Цю к смертной казни, правда, с двухлетней отсрочкой: за хорошее поведение в тюрьме приговор может быть смягчен до пожизненного заключения, а в перспективе и сокращен до 15 лет. Родители убитого ЧжуЦаоюаня не согласны с приговором: «Моему сыну было всего 26 лет, – говорит отец семейства. – Мы требуем немедленной смертной казни Цю». 26-летний китаец СюйЯнь, житель города Цзиньчжоу (провинция Ляонин), ушёл из жизни, находясь онлайн в виртуальной игровой реальности. По словам его родителей, он проводил практически всё своё время за компьютером. В 2011 году американская домохозяйка, увлекшись игрой Warcraft, забыла про свою трехлетнюю дочку, которая умерла от недоедания и обезвоживания. Американская пара Билли КлэйПэйн и Билли-ДжинХэйворт стали жертвами убийства, которое запомнилось всему миру. Молодых супругов убил отец женщины, которую они удалили из списка друзей в социальной сети «Facebook». Китаянка с никомSlowly, игрок WorldofWarcraft, умерла после нескольких дней непрерывной игры. За несколько минут до смерти девушка сказала другим игрокам, что страшно устала и плохо себя чувствует. Участники игрового сообщества организовали по ней виртуальную панихиду, выстроив своих персонажей в ряд со склоненными головами в память о Slowly. Её вспоминали как «старательного и преданного игрока».

После десятков подобных случаев Интернет-зависимости, Китай на государственном уровне признал Интернет-зависимость болезнью и серьезной проблемой. Китай – не единственная страна, где Интернет-зависимость обсуждается на государственном уровне. Южная Корея, Таиланд и Вьетнам тоже предприняли меры, чтобы оградить подростков от излишнего увлечения виртуальной реальностью. В рамках этих мер ограничен допуск детей в Интернет-клубы и внедрены системы «родительского контроля», которые автоматически прекращают сеанс связи через каждые пять часов онлайн игры. В Финляндии к «Интернетоголикам» (Интернет-зависимым), относятся мягче: Интернет-зависимость может даже привести к отсрочке от призыва в армию. В российских клиниках тоже лечат от этой зависимости, но ни одна страна не зашла так далеко, по пути борьбы с Интернет-зависимостью, как Китай.

По мнению ЭринХоффман, разработчицы онлайн игр, одной из причин Интернет-зависимости, является прокрастинация. Прокрастинация – склонность человека к постоянному откладыванию важных или неприятных дел. Она очень хорошо объяснила, в чем заключается причина зависимости: «Когда мы говорим о зависимости – мы говорим не о том, что люди делают, а о том, чего они не делают, замещая неделание зависимым поведением. Любая зависимость складывается из трех факторов – времени, активности и награды, и существует несчетное количество способов, при помощи которых эти три составляющие можно объединить друг с другом для того, чтобы геймер демонстрировал тот стереотип поведения, который нужен разработчику».

Люди с Интернет-зависимостью реже выходят на улицу и меньше общаются с другими людьми, страдают от недосыпания, неправильного питания, редко занимаются спортом, не чужды другие зависимости. Недавние исследования также показали, что постоянное обращение за информацией к Интернет-поисковикам притупляет память, поскольку пользователи не видят необходимости запоминать сведения, которые можно с легкостью получить в любой момент.

Отчуждение человека от человека становится практически нормой сегодняшней жизни, как следствие, социально-психологической проблемы одиночества человека в современном мире. В связи с этим, задача оказания психологической помощи дистанционными методами может быть особенно актуальна при Интернет-зависимости. Это такая ситуация, когда одно и то же средство может выступать и лекарством и источником заболевания. Дистанционное консультирование (ДК) – это модель психологического консультирования (психокоррекции, психотерапии), которая осуществляется всевозможными методами удаленной связи – при помощи телефона и Интернета, оказывая необходимую психологическую помощь, когда человек уже не находит внутренних ресурсов для выбора поведения в трудной жизненной ситуации. Характер и степень трудности ситуации определяются как особенностью самой ситуации, так и личностными свойствами человека. Эмоции часто мешают клиенту осознать весь ряд важных компонентов трудной ситуации. Одна из задач консультанта – помочь осмыслить их значимость. Консультирование помогает человеку ответственно и свободно достигать поставленной цели, и учиться новому поведению.


    Классификация интернет зависимостей .

Основные 5 типов интернет-зависимости таковы:
1. Навязчивый веб-серфинг - бесконечные путешествия по Всемирной паутине, поиск информации.
2. Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам - большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в Сети.
3. Игровая зависимость - навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.
4. Навязчивая финансовая потребность - игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах или постоянные участия в интернет-аукционах.
5. Киберсексуальная зависимость - навязчивое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом.

Статистика так распределяет сетевые услуги по частоте интернет-зависимости:
1. Чаты - 37 %
2. Многопользовательские игры - 28 %
3. Телеконференции по сети - 15 %
4. Электронная почта - 13 %
5. Сайты Всемирной паутины - 7 %
6. Иные сетевые протоколы (ftp, Torrent и пр.) - 2 %

Анализ показывает, что главенствующим фактором, благодаря которому все эти явления получили широкое распространение, является анонимность личности в Интернете.

    Пути решения проблемы.

Возможно использование техник аутотренинга, таких как , управление дыханием, а также применение блокирующих Интернет программ.

В 2009 году писатель Станислав Миронов опубликовал в свободном доступе на одном из литературных ресурсов роман «Virtuality», рассказывающий о проблеме интернет-зависимости, где автор классифицирует интернет-зависимость не только как психическое расстройство, но и как острую социальную проблему, предлагая пути её решения. В 2013 году по мотивам романа под эгидой администрации Владимирской области по государственному социальному заказу в рамках долгосрочной целевой программы «Обеспечение информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции во Владимирской области на 2013-2015 годы» студентами Владимирского областного колледжа культуры и искусств поставлен спектакль − рок-фантазия «Точка невозврата» (режиссёр − Евгения Прозоровская). Премьера спектакля состоялась во Владимирском областном колледже культуры и искусств 15 ноября 2013 г, а затем по заданию Департамента культуры Владимирской области группа гастролировала во многих городах Владимирской области.

Как известно, лучшее лечение зависимости - это замена одной на другую, более безвредную, а может даже и полезную. К примеру, известный метод лечения алкогольной зависимости - это собирание таких алкоголиков в группы, при этом у большинства развивается зависимость от общения в группе, при этом они отказываются от алкоголя. Таким образом, происходит замена одной зависимости на другую.

Следует отметить, что интернет-зависимость сама по-себе намного более безвредная, нежели та же алкогольная или наркозависимость, так как не происходит разрушение клеток мозга и организму не наносится существенный урон. Хотя некоторые психологи и отмечают некоторое нарушение деятельности ЦНС у пациентов, тем не менее, эти нарушение несравнимы с действием токсинов. Есть немало случаев, когда наркоманы или алкоголики снижали употребляемую дозу благодаря длительным сеансам в Интернете, а некоторые и вообще отказывались от токсина. Происходил тот самый вариант замещения одной зависимости на другую.

В случае с интернет-зависимостью, учитывая, что у больных нет химической зависимости, а только психологическая и синдром отмены протекает намного легче, то вполне можно заменить зависимость от интернета на какое-то полезное увлечение, например здоровый образ жизни, сбалансированное питание, коллекционирование чего-либо или даже обучение или изготовление чего-либо. Например, некоторые больные начинают увлекаться рукоделием, рисованием, фотографированием и так далее.

В проблеме лечения интернет-зависимости большую роль имеет выявление причины её развития. Так, Кимберли Янг проведя свои исследования отметил, что около 91% больных имеют второй вид зависимости, то есть навязчивое стремление к общению в интернете. Он (Кимберли Янг) предлагает открывать социальные группы помощи, которые по аналогу групп больных с алкогольной зависимостью, будут помогать людям избавиться от интернет-зависимости. В данном случае группа станет тем самым заменителем необходимости в социальном общении. На сегодня по всему миру существует немало таких центов, открытых Кимберли Янгом.
У других пациентов интернет-зависимость развивается на фоне каких-то комплексов, чаще связанных с внешностью или мнимой сексуальной неполноценностью. Соответственно таким людям требуется лечение, направленное на повышение самооценки. То есть, устранение комплекса автоматически убирает страх общения в реале, а значит и интернет-зависимость.

Признаки интернет-зависимости у подростков:

    Снижение успеваемости, систематические прогулы, отсрочка сдачи зачетов и экзаменов и другие проблемы в процессе обучения.

    Частые беспричинные перемены настроения, от вялого до приподнятого, от безучастного-подавленного до приподнятого-эйфорического.

    Болезненная и неадекватная реакция на критику, замечания, советы.

    Нарастающая оппозиционность к родителям, родственникам, старым друзьям.

    Значительное эмоциональное отчуждение.

    Ухудшение памяти и внимания.

    Приступы депрессии, страха, тревоги, появление фобий.

    Ограниченное общение с друзьями, родителями, родственниками, значительное изменение круга общения.

    Уход от дел, к которым наблюдался интерес, отказ от хобби.

    Пропажа из дома ценностей или денег, появление чужих вещей, денежные долги.

    Изворотливость, лживость, неопрятность, неряшливость, ранее не характерные

    Тест на интернет-зависимость. Кимберли Янг.

В США ведущим специалистом в изучении интернет-зависимости сейчас считается - профессор психологии в (), автор известной книги «Пойманные в Сеть» ( «Caught in the Net» ), переведённой на многие языки. Она также является основателем ( Center for On-Line Addiction ). Центр, созданный в , консультирует психиатрические клиники, заведения и , которые сталкиваются со злоупотреблением Интернетом. Центр свободно распространяет информацию и методики по освобождению от интернет-зависимости. Научная деятельность К . Янг широко представлена на таких медиа - ресурсах как The Wall Street Journal, The New York Times, The London Times, Newsweek, USA Today, CBS News, Time, CNN, Fox News, The Today Show, и Good Morning America. Д-р К.Янг - лауреат премии "Psychology in the Media Award", учрежденной Пенсильванской психологической Ассоциацией (PPA) ; награждена "Alumni Ambassador Award" , вручаемой Университетом Индианы в Пенсильвании своим выпускникам за выдающиеся достижения в выбранной профессии. В настоящее время Кимберли Янг является (St. Bonaventure University) и выступает в качестве эксперта на сайте .

Тест:

    Часто ли Вы замечаете, что проводите он-лайн больше времени, чем намеревались?
    2. Часто ли Вы пренебрегаете домашними делами, чтобы провести больше времени в сети?
    3. Часто ли Вы предпочитаете пребывание в сети интимному общению с партнером?
    4. Часто ли Вы заводите новые знакомства с пользователями Интернет, находясь он-лайн?
    5. Часто ли окружающие интересуются количеством времени, проводимым Вами в сети?
    6. Часто ли страдают Ваши успехи в учёбе или работе, так как Вы слишком много времени проводите в сети?
    7. Часто ли Вы проверяете электронную почту, раньше чем сделать что-то другое, более необходимое?
    8. Часто ли страдает Ваша производительность труда из-за увлечения Интернетом?
    9. Часто ли Вы занимаете оборонительную позицию и скрытничаете, когда Вас спрашивают, чем Вы занимаетесь в сети?
    10. Часто ли Вы блокируете беспокоящие мысли о Вашей реальной жизни, утешительными мыслями об Интернете?
    11. Часто ли Вы обнаруживаете себя предвкушающим, как вновь окажетесь в Интернете?
    12. Часто ли Вы ощущаете, что жизнь без Интернета скучна, пуста и

безрадостна?
13. Часто ли Вы ругаетесь, кричите или иным образом выражаете свою досаду, когда кто-то пытается отвлечь Вас от пребывания в сети?
14. Часто ли Вы пренебрегаете сном, засиживаясь в Интернете допоздна?
15. Часто ли Вы предвкушаете, чем займетесь в Интернете, находясь оффлайн, или фантазируете о пребывании он-лайн?
16. Часто ли Вы говорите себе "еще минутку", находясь он-лайн?
17. Часто ли терпите поражение в попытках сократить время, проводимое в сети?
18. Часто ли Вы пытаетесь скрыть количество времени, проводимое Вами в сети?
19. Часто ли Вы выбираете провести время в Интернете, вместо того, чтобы выбраться куда-либо с друзьями?
20. Часто ли Вы испытываете депрессию, подавленность или нервозность, будучи вне сети и отмечаете, что это состояние проходит, как только Вы оказываетесь онлайн?

Баллы начисляются по следующей схеме:
никогда - 0 баллов;
редко – 1 балл;
иногда – 2;
обычно – 3;
часто – 4;
всегда – 5 баллов.

Интерпретация результатов теста:

Меньше 20 баллов: «У тебя нет Интернет-зависимости."
20 – 49 баллов: "Ты много времени проводишь в Интернете и ты в силах себя контролировать."
50 – 79 баллов: У тебя средняя Интернет-зависимость. Интернет оказывает влияние на твою жизнь и является причиной некоторых проблем."
Больше 80 баллов: "У тебя сильная Интернет-зависимость. Интернет является причиной многих проблем в твоей жизни."

    Памятка .

Поговорим об истории посещенных страниц в браузере. а именно, где ее можно просмотреть в различных веб-обозревателях, и как удалить.

Когда может потребоваться просмотреть историю посещений?

Например, вы нашли какую-нибудь полезную статью в Интернете или сайт, но забыли добавить страницу в Избранное (или в Закладки). Найти эту же страницу заново может оказаться проблематично, в особенности, если вы наткнулись на нее случайно. Здесь и может помочь история просмотров. Открыв ее, вы можете увидеть список всех посещенных вами сайтов. Вероятно, найти нужную страницу в этом списке будет куда легче, чем заново искать ее через одну из поисковых систем Интернета.

Или вы хотите узнать, какие страницы открывали в браузере другие пользователи компьютера. Например, не заходят ли на какие-нибудь подозрительные сайты ваши дети. Или наоборот, родители). Также пригодиться выяснить, какие сайты были посещены в день, когда вы, к примеру, словили вирус-баннер от мошенников-вымогателей в Интернете. Чтобы потом осторожнее относиться к этим Интернет-ресурсам. Главное не открывайте эти сайты заново, а только посмотрите названия! Иначе рискуете снова скачать себе вирус. Конечно, от подобной проблемы может сберечь антивирус. но следует понимать, что стопроцентной защиты не бывает никогда, и быть и самим внимательными, осторожными в Интернете.

Рассмотрим, как открыть историю просмотров (или журнал) в различных браузерах, как работать с этим списком, а также как стереть эти записи полностью или частично. Стирать историю посещений вам может потребоваться, если вы, например, не хотите, чтобы другие пользователи компьютера могли узнать, какие страницы вы просматривали, и при этом вы не пользовались режимом инкогнито (или приватным). который позволил бы вам не оставлять в браузере следов вашей активности.

Помимо адреса страницы в истории, как правило, храниться еще дата и время посещения. Кроме того, в различных браузерах предусмотрены дополнительные опции по работе с историей просмотров, такие как поиск, фильтрация, удаление.

Памятка учащимся 8-11 классов при пользовании Интернет

Интернет предлагает колоссальное количество возможностей для обучения, но есть и большая доля информации, которую никак нельзя назвать ни полезной, ни надежной. Пользователи Сети должны мыслить критически, чтобы оценить точность материалов; поскольку абсолютно любой может опубликовать информацию в Интернете. Это относится и к детям, которые склонны думать: «Раз в Интернете – значит, правильно. У газет или журналов есть проверяющие люди: корректор и редактор. Но Интернет не сможет проверить, насколько правдива размещенная информация.

КАК УБЕРЕЧЬСЯ ОТ НЕДОСТОВЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ?

Неверно и представление о том, что где-то существует безопасный Интернет. Надо помнить, что большинство ресурсов создается с коммерческой целью, и здесь реализуются чьи-то цели.

Ответственность за посещение учащимися сайтов, несвязанных с задачами образования и воспитания и контроль посещения ими соответствующих сайтов в школе осуществляет учитель, дома – родители.

Выборочный контроль информации на школьных ПК осуществляет Общественный Совет школы по вопросам регламентации доступа к информации в Интернете для обеспечения формирования у подрастающего поколения необходимых нравственных и духовных ценностей.

Этот контроль необходим из-за невозможности ориентироваться в информации в силу возрастных особенностей учащихся.

В Интернете есть ресурсы, которые наносят вред подрастающему поколению. И это очень серьезная проблема.

В настоящее время ведется разработка проекта федерального закона "О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию".

Безопасный доступ к Интернету можно обеспечивать разными способами: путем фильтрации, законодательного регулирования, саморегулирования интернет-индустрии и т.п. Наиболее эффективный способ – контроль со стороны семьи.

Используйте средства фильтрации нежелательного материала (например, MSN Premium’s Parental Controls или встроенные в Internet Explorer®). Но фильтры могут только помочь в блокировании некоторых нежелательных материалов, они не могут полностью решить проблему. Выражения ненависти, встречающиеся в Интернете, часто принимают мягкие формы и не всегда распознаются фильтрами. Поэтому важно поддерживать доверительные отношения с родителями

Для того чтобы обезопасить себя, свою семью, своих родителей от опасностей Интернета и причинения возможного ущерба, ребенок должен предпринимать следующие меры предосторожности при работе в Интернете:

Никогда не сообщайте свои имя, номер телефона, адрес проживания или учебы, пароли или номера кредитных карт, любимые места отдыха или проведения досуга.

Используйте нейтральное экранное имя, не содержащее сексуальных намеков и не выдающее никаких личных сведений, в том числе и опосредованных:

о школе, в которой вы учитесь, места, которые часто посещаете или планируете посетить, и пр.

Если вас что-то пугает в работе компьютера, немедленно выключите его. Расскажите об этом родителям или другим взрослым.

Всегда сообщайте взрослым обо всех случаях в Интернете, которые вызвали у вас смущение или тревогу.

Используйте фильтры электронной почты для блокирования спама и нежелательных сообщений.

Никогда не соглашайтесь на личную встречу с людьми, с которыми вы познакомились в Интернете. О подобных предложениях немедленно расскажите родителям.

Прекращайте любые контакты по электронной почте, в системе обмена мгновенными сообщениями или в чатах, если кто-нибудь начинает задавать вам вопросы личного характера или содержащие сексуальные намеки. Расскажите об этом родителям.

8. Заключение.

С одной стороны, Интернет - значительный дар цивилизации, который в чем-то облегчает и насыщает нашу жизнь. Но с другой стороны, он может быть очень опасен и принести немало бед в нашу жизнь. Несмотря на то что современный мир невозможно представить без Интернета, дважды подумайте, перед тем как в очередной раз посетить свою страницу в социальных сетях – интернет-зависимость уже не просто миф. Требования современного общества таковы, что отказаться от общения с компьютером невозможно. Знакомство с ним происходит уже в младенчестве, без компьютера невозможно себе представить обучение в школе и на всех последующих этапах образования, умение работать с компьютером является обязательным условием для подавляющего большинства видов деятельности в современном мире.

Конечно, это не значит, что нужно обязательно искоренить его, как предмет зла, просто надо относиться к нему не как к средству развлечения и стараться пользоваться Интернетом только для каких-то конкретных целей, а не сидеть за ним часами от безделья или от скуки. И тогда, мне кажется, мы не будем получать столь негативную реакцию от его использования.

Если задумаетесь над этим вопросом, то хоть немного отвлечетесь от виртуальной паутины. И поэтому профилактика компьютерной зависимости является актуальнейшей проблемой общества. Чтобы не превратиться в раба сети, нужно, прежде всего, осознать эту проблему и понять, что кроме вас самих, никто вам не поможет избавиться от этого пагубного недуга. И вообще, представьте себе хоть на минуту, как жили люди, не имея интернета. Да, это было нелегко, зато как интересно и познавательно. Ведь особенность виртуального пространства в том, что его просто не существует. А значит, незачем тратить свое драгоценное время на то, чего нет.

    Литература .

Жичкина А. Социально-психологические аспекты общения в Интернете.

Белинская Е., Жичкина А. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты.

Войскунский А.Е, Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. М, 2000. С 100-131.

Выгонский С.И. Обратная сторона Интернета. Психология работы с компьютером и сетью. - Москва: Феникс, 2010

Янг К.С. Диагноз - Интернет-зависимость // Мир Интернет 2000. № 2. С. 24-29

http://www.imago.spb.ru/soulbody/articles/article3.htm

http://psyhelp.ru/internet/

http://www.rg.ru/2012/10/04/internet-zavisimost-site.html

http://vprosvet.ru/internet-zavisimost/

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-42585/

http://www.po-miry.ru/MEDICINA/DEPENDENCE/computer.htm

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа п. Сахзавод

(МБОУ СОШ п. Сахзавод)

Научно-практическая конференция

«Старт в науку»

Исследовательская работа на тему:

Интернет - зависимость - проблема современного общества

Выполнила:

Ученица 6 «Б» класса

Короткова Софья

Руководитель:

Учитель географии

Короткова Лариса

Викторовна

Введение ……………………………………………………………… 4-5

    Что такое интернет-зависимость ……………………………………… 6-8

    Влияние интернет-зависимости на здоровье подростков …………… 9-10

    Результаты социального опроса ………………………………………. 11

    Как побороть зависимость …………………………………………....... 12-13

    Заключение ……………………………………………………………... 14

    Список литературы ……………………………………………………. 15

    Приложение ……………………………………………………………. 16-18

Цели и задачи проекта.

Цель: :

- изучение сведений о компьютерной зависимости учащихся нашей школы,

Причин возникновения и симптомов компьютерной зависимости.

Найти способы профилактики компьютерной зависимости у учащихся

Задачи:

1. ознакомиться с литературой по данной теме;

2. получить целостное представление о компьютерной зависимости

3. составить вопросы анкеты для определения компьютерной зависимости

4. провести анкетирование среди учащихся на выявление компьютерной зависимости

Введение

Порой, фантазией реальность заменяя,
Мы забываем наш прекрасный мир.
Часами по сети гуляем!
Да! Интернет - у многих есть кумир.
Кто ты: ПАУК в нем или МУХА?
Определись! И ситуацией владей!
Иначе же в сети сотрется личность,
Бесследно ты исчезнешь в ней!

XX – XI века – это время величайших изобретений, без которых мы уже даже не представляем себе жизнь. Телевидение, телефоны, автомобили… Наряду с этим, а может, даже и выше, стоит интернет. Наверняка, именно без него многие люди не могут обойтись и дня.
В разные времена все люди ценили любой источник знаний и информации. И вот он появился в неограниченном количестве. Чаще всего пользователями интернета являются дети, подростки, молодые люди. Ведь именно в подростковом возрасте привлекают новая информация и новые знакомства.
В настоящее время выделяют 3 функции интернета: коммуникативная, игровая, познавательная. Можно сказать, что интернет- это некое волшебное место, где слабый может быть сильным, а необщительный и замкнутый – душой компании.
Безопасен ли компьютер для здоровья людей?

Наше поколение сейчас волнует много вопросов. Что заставляет молодежь уходить от активного образа жизни и часами просиживать в сети Интернет? Почему интернет-зависимость проявляется в своеобразном уходе от реальности? В своей работе я пыталась определить наличие проблемы интернет-зависимости среди учеников нашей школы, основываясь на социологических исследованиях.

Об интернет-зависимости впервые заговорили на Западе еще в середине девяностых годов прошлого века. Под интернет-зависимостью понимают непреодолимую тягу к нахождению во всемирной сети Интернет, характеризующуюся навязчивыми желаниями подключиться, и затем не выходить из нее.

Первыми признаками интернет-зависимости являются многочасовые ”общения” в чатах, ICQ, форумах, ”Одноклассниках” и ”Контактах”, азартные онлайн-игры и бесконечное ”изучение” всевозможных ”познавательных” интернет-сайтов.

Я выбрала эту тему, потому что эта проблема сейчас актуальна среди подростков. Любые виды зависимости у детей появляются очень быстро, в том числе - зависимость от телевидения, Интернета и компьютерных игр.

Все мы в своей жизни от чего-то или от кого-то зависим. Поскольку живем в обществе себе подобных и ежедневно поддерживаем свою жизнедеятельность всякими «внешними» продуктами, эмоциями, смыслами. Чем же нормальное обеспечение себя всякими нужными и полезными вещами - такими, как отношения с людьми, еда, питье, Интернет, - отличается от патологии зависимости?

В своей работе я попытаюсь найти ответы на поставленные вопросы.

Что такое интернет-зависимость?

Интернет в США и Западной Европе развит гораздо больше, чем в России, опыт этих стран может быть показателен. В настоящее время интенсивно обсуждается и исследуется феномен "зависимости от Интернета", или Интернет-аддикции.

Слово «зависимость» означает - навязчивую потребность, ощущаемую человеком и подвигающую его к определенной деятельности; нехимическая зависимость - аддикция, где объектом зависимости становится поведенческий паттерн, а не психоактивные вещества; психологическая зависимость.

Интернет-зависимость - психическое расстройство: навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от него.

Игровая зависимость - предполагаемая форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении компьютерными играми или азартными играми.

Поведенчески Интернет-зависимость проявляется в том, что люди настолько предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказываться от своей "реальной" жизни, проводя до 18 часов в день в виртуальной реальности. Другое определение Интернет-зависимости - это "навязчивое желание войти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернет, будучи on-line".

Основные причины возникновения компьютерной зависимости у подростков .

1.Самая первая и самая главная – отсутствие навыков самоконтроля у подростка. Впоследствии, став взрослым, он также не сможет себя контролировать, ограничивать, « тормозить»

2. Отсутствие или недостаток общения и тёплых эмоциональных отношений в семье

3. Отсутствие у ребёнка серьёзных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером.

4. Неумение ребёнка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей.

5. Отсутствие контроля со стороны родителей, бесконтрольность личного времени, неумение организовать свой досуг

6. Бурная переписка (более 20 сообщений в день) также способствует возникновению зависимости, так как время в переписке летит незаметно, хотя она и не передаёт эмоций и чувств

Обсуждение данного феномена началось не так давно: в 1994 г. К. Янг разработала и поместила на web-сайт специальный опросник и вскоре получила почти 500 ответов, авторы 400 из которых были признаны, согласно выбранному критерию, Интернет-зависимыми людьми. В 1997-1999 гг. были созданы исследовательские и консультативно-психотерапевтические web-службы по проблематике IAD. В 1998-1999 гг. опубликованы первые монографии по данной проблеме (К. Янг, Д. Гринфилд, К. Сурратт).

Кимберли Янг приводит 4 симптома Интернет-зависимости:

    Навязчивое желание проверить e-mail.

    Постоянное ожидание следующего выхода в Интернет.

    Жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет.

    Жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет.

Исследователи отмечают, что большая часть Интернет-зависимых (91 %) пользуется сервисами Интернет, связанными с общением. Другую часть зависимых привлекают информационные сервисы сети.

Интернет-зависимость может возникать как зависимость от самых различных форм использования Интернета, по своим проявлениям она схожа с уже известными формами аддиктивного поведения (например, в результате употребления алкоголя или наркотиков). По данным различных исследований, Интернет-зависимыми сегодня являются около 10% пользователей. Но вот вопрос: чем отличается общение вживую от общения по Интернету? Нет ничего плохого в том, что человек знакомится в Сети, подбирая новых друзей по общим интересам. Точно так же нельзя назвать зависимым человека, сидящего за монитором с приятелем или девушкой, с которыми приятно проводит время и вне компьютера. Даже не каждый геймер, вопреки распространенному мнению, зависим. Если подросток режется в игрушки с друзьями, а потом идет играть с ними же в баскетбол – это вполне здоровый человек. Так что в основе интернет-зависимости почти всегда лежит одиночество, отсутствие других вариантов времяпрепровождения.

Отмечается, что если для формирования традиционных видов зависимости требуются годы, то для Интернет-зависимости этот срок резко сокращается: по данным К. Янг, 25% зависимых приобрели зависимость в течение полугода после начала работы в Интернете, 58% -в течение второго полугодия, а 17% - вскоре по прошествии года. Зависимость, как правило, замечают родные и близкие аддикта по изменениям в его поведении, распорядке дня.

Согласно результатам исследований психологов, чаще всего интернет-зависимые проводят время в чатах, форумах и дневниках (37%), режутся в он-лайн игры (28%), участвуют в телеконференциях (15%), проверяют почту (13%). И совсем небольшой процент людей пользуется Сетью по прямому назначению – для выуживания необходимых справок и новостей.

Большая часть Интернет-зависимых "сидит" в Сети ради общения. Интернет-зависимость становится возможной благодаря отличиям реального общения от виртуального. Главенствующим фактором, благодаря которому явление получило широкое распространение, является анонимность личности в Сети.

Интернет - это уникальный способ преодолеть робость и раскрепоститься, говорить то, что думаешь, и получать обратную связь, сливать накопившийся за день негатив и затушевывать жизненные противоречия. Причем безнаказанно. Это своего рода фантастический плацдарм для любых самых смелых романтических приключений, полетов воображения и виртуальной любви и дружбы.

Влияние интернет-зависимости на здоровье подростков

При работе на компьютере человек длительное время находиться без движения. Но если в обычном трудовом процессе работник отвлекается от монитора, встает, двигается, то ребенок играющий на компьютере, проводит несколько часов, а то и весь день без движения. Такой режим использования компьютера наносит непоправимый вред здоровью человека, а здоровью ребенка тем более.

Позвоночник и кости взрослого человека уже выработали определенное нормальное состояние – осанку, тогда как организм ребенка еще достаточно гибок и только начинает вырабатывать осанку. Отсутствие движения приводит к атрофированию мышц спины, брюшной полости, грудной клетки и шеи, что влечет за собой нарушение осанки, искривление грудной клетки, горбатость, а также различные заболевания позвоночника (грыжы, смещение дисков). Помимо этого, отсутствие движения при работе на компьютере влечет за собой – плохое кровообращение и ожирение сердца. Как результат – инсульты, инфаркты и одышка.

Также компьютер пагубно влияет не только на здоровье опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем, но и на зрительную систему человека, а тем более ребенка.

Компьютерные игры могут причинить и физический и психологический вред. Физический - нарушение сна и питания, ухудшение зрения. Психологический - отрыв от реальной жизни. Когда время, проведенное в отрыве от реальной жизни, переваливает за 10% от всего времени - это опасно.

Молодой растущий организм особенно сильно подвержен негативному воздействию зрительных, а также нервно-эмоциональных нагрузок. Именно поэтому длительное сиденье за компьютером ведет не только к чрезмерному переутомлению детского организма, но в будущем может спровоцировать серьезные заболевания. Если вечером ребенок излишне возбужден, раздражителен и даже агрессивен, если он плохо засыпает и часто просыпается ночью, - это верный признак того, что его общение с компьютером необходимо строго ограничить.

Вообще, специалисты до сих пор однозначно не определились, сколько времени ребенок может проводить за компьютером. Обычно врачи рекомендуют ограничиться 1 часом в день.

Когда дети или взрослые заняты работой, связанной с напряжением зрения, их глаза утомляются. У детей особенно часто устают глаза, поскольку их глаза и мышцы, которые ими управляют, еще не окрепли. Чтение сверх меры, неограниченное по времени просиживание перед телевизором или компьютером требуют от молодых глаз серьезного напряжения. Наиболее часто утомляемость зрения приводит к тому, что дети становятся вялыми и раздражительными.

Компьютер столь же безопасен, как и любой другой бытовой прибор. Но, как и в случае с другими бытовыми приборами, существуют потенциальные угрозы для здоровья, связанные с его применением. (Кстати, многие из этих угроз связаны не только с компьютерами, но и с видеоиграми). Рассматривая влияние компьютеров на здоровье, отметим несколько факторов риска.

Сюда относятся:

проблемы провокации эпилептических приступов;

проблемы, связанные с электромагнитным излучением;

проблемы зрения;

проблемы, связанные с мышцами и суставами.

В каждом из этих случаев степень риска прямо пропорциональна времени, проводимому за компьютером и вблизи него.

Установлено, что азартные игры могут вызывать зависимость, в чем-то напоминающую алкогольную или даже наркотическую. В детском возрасте игровая зависимость обычно развивается в отношении компьютерных игр. При этом такая полезная и необходимая вещь, как компьютер, таит в себе еще одну опасность - зависимость от него самого.

Специалисты в области интернет-зависимости особо выделяютувлечение общением on-line с друзьями по сети . Это опасно, поскольку может повлечь за собой желание заменить реальную жизнь, семью, друзей виртуальной жизнью, удовлетворяющей практически любым критериям.

Признаки компьютерной зависимости

● Значительное улучшение настроения от работы за компьютером

● Нежелание оторваться от работы или игры на компьютере

● Если Вы отрываете больного от компьютера, он испытывает раздражение, даже проявляет некоторую агрессию по отношению к Вам

● Неспособность спланировать окончание работы или игры на компьютере

● Пренебрежение домашними делами в пользу компьютера

● Пренебрежение личной гигиеной и сном в пользу компьютера

● При общении с окружающими сведения любого разговора к компьютерной тематике

● Падение успеваемости

● Появление проблем в общении, частые конфликты

● Подросток скрывает от окружающих, сколько времени он проводит в сети, какие сайты посещает

Результаты социального опроса.

Среди учащихся 5-9 классов был проведен опрос с целью определения зависимости учеников нашей школы от интернета по следующим вопросам:

    Сколько времени в день Вы тратите на посещения сайтов интернета?

    От 2 ч. До 4 ч.

    Более 4 ч.

    Какой сайт Вы посещаете чаще всего?

    Одноклассники

    Вконтакте

    Онлайн игры

    Свой вариант

    С какой целью Вы находитесь на сайте?

  1. Знакомства

    Поиска информации

    Свой вариант

    Как долго Вы можете не заходить на сайт?

    Не более 1 дня

    От 2 дней до 7 дней

    Более 7 дней

    Считаете ли Вы себя зависимым от сайта?

    Затрудняюсь ответить

В итоге проведенных исследований были получены следующие результаты:

Как побороть зависимость.

Самое очевидное решение - это ограничить количество времени, проводимое за компьютером без перерыва. Рекомендуется делать короткий перерыв через каждые 30 минут. Идеальной "разрядкой" между компьютерными занятиями может быть физическая активность, не требующая напряжения зрения - прогулка, игра в мяч на воздухе или поход в магазин.

Некоторые специалисты предлагают упражнения для глаз, помогающие избежать проблем, связанных с использованием компьютера. Это могут быть такие простые упражнения, как, например, слежение за объектами, движущимися в поле зрения, или концентрация зрения на удаленных предметах. Чередование работы за компьютером с другими видами деятельности полезно еще и тем, что последние часто включают в себя зрительные движения, являющиеся хорошими упражнениями для глаз.

Если человек лишается возможности пользоваться компьютером и выходом в Интернет, у него возникает подавленное настроение, все остальное в жизни теряет свой смысл. В запущенных случаях зависимый перестает обращать внимание не только на окружающих, но и на себя, на свой внешний вид, перестает выполнять элементарные гигиенические процедуры.Самостоятельные попытки избавиться от зависимости чаще всего приводят к развитию депрессивного состояния, которое проходит, когда больной возвращается к привычному занятию.

Основная проблема избавления от любой зависимости состоит в том, что личность больного искажена, дисгармонична, а потому даже при активном желании излечиться закрепить достигнутый результат бывает очень непросто. В психиатрической практике неоднократно встречались случаи, когда избавившиеся от наркотической зависимости люди становились игроманами. По мнению врачей, тяга к игре намного сильнее и избавиться от нее труднее, чем от наркотиков.

В той или иной степени такого рода зависимостью могут страдать все люди. На ее развитие могут повлиять даже изменения политического строя, материального благосостояния. Игровая зависимость характерна для инфантильного общества: надежда на удачу, игра, счастливый случай освобождают от ответственности, от необходимости самостоятельно принимать серьезные решения.

Проблема лечения игровой зависимости, которая признана серьезной угрозой психическому и физическому здоровью населения, вызвала серьезное беспокойство и в нашей стране. 21–22 июня 2010 года в Москве прошла научная конференция с международным участием «Игровая зависимость: мифы и реальность».

Говоря о конкретных мерах по лечению и профилактике игровой и компьютерной зависимости, директор Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П.Сербского академик Татьяна Дмитриева объявила о создании специальной группы по решению этих проблем.

Планируется также создать сеть центров, в которых будут оказывать помощь всем желающим преодолеть зависимость от азартных игр. Поскольку официальной статистики по игромании в России нет, создаваемые подразделения будут проводить и статистические исследования. В ближайшее время ожидается выход монографии по проблемам игровой зависимости.

Часто за кажущейся компьютерной зависимостью могут скрываться психологические проблемы, такие как неуспешность ребенка в реальной жизни, неумение общаться, социальная дезадаптированность.

Как правило, компьютерными аддиктами становятся дети и подростки, имеющие нестабильные и конфликтные семейные или школьные отношения, без серьезных увлечений. Именно они находят в виртуальном мире отдушину и считают свое пребывание в сети или успехи в компьютерной игре достаточными для самоутверждения и для улучшения психологического состояния.

Мальчиков привлекает реализация их агрессивных тенденций. Ведь практически все подростковые компьютерные игры построены на агрессии и убийствах. А ведь ролевая игра не простое развлечение. В такого рода играх быстро усваиваются модели поведения. Поэтому в ряде стран детям до 18 лет запрещено играть в некоторые особо агрессивные компьютерные игры, так как они могут спровоцировать незрелую, неразвитую личность на реализацию агрессивных импульсов уже не в игре, а в жизни».

Не меньшую опасность для неокрепшей психики детей, считают специалисты, таит и, казалось бы, безобидное общение в Интернете. Бывают случаи, когда у некоторых психически неустойчивых подростков, «примеряющих» на себя различные виртуальные образы, возникают проблемы с самоидентификацией - происходит отчуждение «я», начинается раздвоение личности по типу компьютерной шизофрении.

Но даже если компьютер ребенка не подключен к Интернету, это не означает, что многочасовое сидение полезно для детей. « Компьютер искажает мышление ребенка, учит мыслить не творчески, а технологически. Есть задача, итог и комплекс средств, при помощи которых можно решить эту задачу. Все! Таким образом, мышление ребенка программируется, творческие способности не развиваются. Происходит роботизация мышления, уходят эмоции, сострадание, человечность - то, что раньше всегда было присуще детям. Поэтому, на мой взгляд, для развивающегося ребенка компьютер вреден. Чем позже мальчик или девочка за него сядут, тем лучше», - считает Юрий Шевченко.

Заключение.

Детские психологи и психиатры уверены, что единственным на настоящий момент проверенным способом профилактики компьютерной зависимости у ребенка является увлечение деятельностью, не связанной с частым использованием компьютера, чтобы он не стал заменой реальной жизни.

Задача взрослых - показать растущему человеку, что существует масса интересных занятий, в частности спорт, туризм, которые не только позволяют пережить разнообразные острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.

В заключении можно сказать, что в лечении Интернет-зависимости главное – доказать человеку, что живое общение привлекательнее виртуального. Вырвать человека из Сети, приобщить к другим интересам – задача вполне разрешимая.

Список литературы.

    Толковый словарь под редакцией доктора филологических наук, профессора Н.Ю.Шведовой; Москва, «Русский язык», 1984г.

    Медицинский справочник. Под редакцией В.И.Покровского, выпуск, 1993г.

    Меттус Е.В., Турта О.С. Профилактика агрессивного поведения учащихся// Справочник классного руководителя №1.2006 г.

4.Осложнённое поведение подростков: причины, психолого-педагогическое сопровождение, коррекция// Справочные материалы / Авт.-сост.

Шишковец Т.А.. М. 5 издание, 2006 г.

    Михайлина М.Ю. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях. Волгоград. Учитель, 2009 г.

6.. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков. Санкт- Петербург. Речь, 2008 г.

    Интернет-ресурсы

Приложение