ПОЛОЖЕНИЕ об организации профориентационной работы в МБОУ Филинская СОШ(Скачать архив)

 

УТВЕРЖДЕНО:

Приказом директора

 МБОУ Филинская СОШ

от   06.09.2012г.  № 115

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

 

об организации профориентационной работы

 

в МБОУ Филинская СОШ

 

 

 

1. Общие положения

 

1.1. Настоящее Положение   определяет    порядок организации и проведения работы с обучающимися МБОУ  Филинская СОШ по профессиональной ориентации. Система работы по профориентации направлена на организацию    психолого-профориентационного обслуживания обучающихся с учетом возрастных особенностей, профессиональных интересов, потребностей,   возможностей, исходя из требований рынка труда и складывающихся социально-экономических условий.

 

1.2. Положение разработано на основании Закона Российской Федерации  «Об образовании», национальной доктрины образования   в Российской Федерации, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, постановления Министерства труда и социального развития РФ №1 от 27.09.1996г. «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения Российской Федерации», Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, типового положения об учреждении общего образования,

 

1.3. Эффективность  и  целостность   системы  профориентационной  работы обеспечивается установлением взаимосвязи   общеобразовательного учреждения, учреждений дополнительного образования детей, семьи, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования и общественности в профориентации обучающихся.

 

1.4. Координацию работ по организации и проведению профориентационной работы среди обучающихся осуществляет    администрация школы, заместитель директора по воспитательной работе — ответственная за организацию профориентационной работы.

 

Участниками реализации данного положения являются:

 

- управление образования;

 

-  центр занятости;

 

-  общеобразовательные учреждения;

 

-  учреждения дополнительного образования;
- социальные партнёры.

 

1.6. Под системой работы по профориентации в данном Положении понимается осуществление организационно-управленческих мероприятий и информационной работы по профориентации школьников. Профориентация - это научно обоснованная система подготовки обучающихся к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах регионального рынка труда.

 

2. Цели и задачи профориентационной работы

 

2.1.  Основной целью профессиональной ориентации является оказание помощи обучающимся в принятии решения о выборе профиля обучения, создание условий для актуализации процессов и механизмов профессионального самоопределения обучающихся, формирования способности осознанного выбора профессиональной
деятельности,   оптимально   соответствующей   личностным   особенностям   и запросам рынка труда в квалифицированных кадрах.

 

 

 

2.2.Задачи профориентационной работы:

 

2.2.1.Создание в общеобразовательном учреждении эффективно действующей
системы профориентационной работы.

 

2.2.1.  Разработка стратегии профориентационной работы в условиях сетевого
взаимодействия и координация работы образовательного учреждения,
учреждений дополнительного образования и учреждений, входящих в сетевое
взаимодействие   по   организации профориентации обучающихся.

 

2.2.2.  Осуществление организационно-управленческих мероприятий и
информационной работы по профориентации школьников.

 

3. Принципы педагогической деятельности в работе по профориентации

 

3.1 Принцип сознательности в выборе профессии - выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу.

 

3.2.  Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям,
способностям личности и одновременно потребностям  регионального рынка
в        кадрах  определенной  профессии  -  выражает  связь  личностного  и
общественного аспектов выбора профессии.

 

3.3.  Принцип развития -  выбор такой профессии, которая давала бы личности
возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста
опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать вобщественной работе,   удовлетворять   культурные   потребности   личности, потребность в жилье, отдыхе и др.

 

4. Основные направления профориентационной работы

 

4.1.     Профессиональное просвещение включающее профинформацию, профпропаганду  и профагитацию. Профессиональное просвещение предусматривает предоставление  обучающимся  актуальных и достоверных сведений,  содержащих  характеристику  профессий,     информацию     о профессиональных учебных заведениях, состоянии рынка труда.

 

4.2.   Профориентационная  диагностика.  Профориентационная диагностика
предусматривает  определение  сформированности  профессионального  плана,
мотивов выбора профессии и профессиональной направленности личности, а
также анализ интересов, личностных качеств и способностей обучающихся к той или иной профессии.

 

4.3. Профессиональное консультирование.    

 

Профессиональное консультирование - это система оказания действенной     помощи     в профессиональном самоопределении обучающихся,  основанная на изучении личности. Основная задача заключается в выявлении внутренних ресурсов личности и раскрытии путей осознания себя в процессе профессионального самоопределения.

 

4.4.   Социально-профессиональная адаптация. Социально-профессиональная адаптация основана на профориентационных играх и упражнениях, в которых происходит активное включение личности в ту или иную     профессиональную группу. Основная задача заключается в формировании осознания особенностей трудовой деятельности, в освоении социально-психологических отношений в профессиональной группе.

 

Все эти направления являются неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса, и в совокупности составляют профессиональное воспитание.

 

5. Организация системы работы по профессиональной ориентации

 

5.1.Профессиональная ориентация представляет собой системную деятельность, направленную на формирование стратегии профессионального самоопределения молодого человека с учетом его склонностей, интересов, способностей, а также потребностей общества в специалистах.

 

5.2. Уровень образовательного учреждения.

 

5.2.1.Профориентация проводится систематично   с 1   по 11   классы  при условии обязательной преемственности этой работы из класса в класс.

 

5.2.2.Работа по профориентации проводится в дополнительное к основной учебе (в общеобразовательном учреждении) время.

 

5.2.3.Система профориентационной работы предусматривает:

 

- дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах;

 

-    создание   профильных групп, элективных   курсов   с   целью развития
профессиональных качеств обучающихся;

 

-    разработку и реализацию мер по совершенствованию деятельности по
профессиональной  ориентации  обучающихся,   подготовку  соответствующих
нормативных правовых актов;

 

-   разработку справочно-информационных материалов, методических пособий,
профессиографических материалов и других материалов.

 

5.2.4. Профориентационная работа обеспечивает связь профориентации с жизнью, трудом, практикой, с трудовой подготовкой школьников, обеспечивая успешную организацию трудового воспитания и обучения.

 

5.3. Обеспечение успешного функционирования педагогической системы профориентации происходит за счет тесного взаимодействия участников процесса друг с другом в пределах своих компетенций.