На повестке дня стояли важные вопросы. Предложения со словосочетанием «стоит на повестке дня 1 я заметил характерную ему ошибку

Можно ли сказать "повестк а круглого стола"? Или правильно "повестк а дня круглого стола"?

Сочетание повестк а круглого стола корректно.

Вопрос № 299909

Как правильно: по первому и второму вопросу повестк и дня или по первому и второму вопросам повестк и дня

Ответ справочной службы русского языка

Предпочтительно: по первому и второму вопросам .

Вопрос № 299854

Добрый день! Нужны ли знаки препинания в предложении: "Рассмотрение данного вопроса в случае его включения в повестк у дня проводится после рассмотрения всех других вопросов повестк и дня"?

Ответ справочной службы русского языка

Постановка дополнительных знаков препинания не требуется.

Вопрос № 291841

Добрый день! Подскажите, правильно ли расставлены знаки препинания: На основании служебной записки, был добавлен 3-й вопрос к повестк е дня.

Ответ справочной службы русского языка

Запятую после записки лучше не ставить.

Вопрос № 290509

Доброго времени суток, сотрудники грамоты.ру. Подскажите, пожалуйста, нужно ли выделять запятыми оборот " в связи"? Например: В связи с кадровыми изменениями в управе района(,) прошу внести в повестк у вопрос о внесении изменений в состав Координационного совета. Заранее благожарна.

Ответ справочной службы русского языка

В данном случае запятая нужна.

Вопрос № 289260

Здравствуйте. Столкнулся с таким случаем. Смутила фраза "На повестк е дня рассмотрен ряд вопросов". По логике, выражение не имеет смысла, но поисковик выдал неоднократное употребление фразы на разных ресурсах. Что это? Такая традиция? Или все же ошибка?

Ответ справочной службы русского языка

Это ошибка. Возможные варианты: На повестк е дня ряд вопросов и За день рассмотрен ряд вопросов.

Уточнение к вопросу 267165: а разве не может быть варианта "повестк а дня"? (исходя из определения слова повестк а, что это перечень вопросов, вынесенных на заседание...- может ли слово "заседание" быть избыточным?

Ответ справочной службы русского языка

Вариант повестк а дня , конечно, тоже возможен (что у нас на повестк е дня?) , но тогда лишним будет уже слово заседание , его надо будет убрать.

Вопрос № 267165
Здравствуйте! Как правильно - повестк а дня заседания или повестк а заседания?

Ответ справочной службы русского языка

Повестк а – "перечень вопросов, выносимых на обсуждение на собрание, совещание". Корректно: повестк а заседания , слово дня здесь уже лишнее.

Вопрос № 256366
Здравствуйте. Часто встречаю в статьях: В повестк у дня встали вопросы...
Корректно ли это выражение?
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: на повестк е дня такие-то вопросы; в повестк у дня включены такие-то вопросы.

Вопрос № 253967
Здравствуйте, скажите пожалуйста, как будет правильно написать: Вопрос повестк и дня или Вопрос на повестк е дня? Или как-то по другому?

Ответ справочной службы русского языка

Возможно: вопрос стоит на повестк е дня, вопрос поставлен на повестк у дня .

Вопрос № 249945
Вариант 8
Задание 1
Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
Ранним утром Ласка весело бежала (в)переди по троиинк...; Левин шёл за нею быстрым лёг¬ким шагом бе... престанно поглядывая на небо. Ему хотелось что(бы) солнце не взошло прежде чем он дойдёт до болота.
Но солнце (не)мешкало. Месяц ещё светивший когда он выходил теперь толь¬ко бл... стел как кусок ртути; утре.. .юю з.. .рницу которую прежде нельзя было не видеть теперь надо было искать; прежде (не)определё...ые пятна на даль¬нем поле теперь уже ясно были видны. Это были ржа...ые копны. (Не)видная ещё без солнечного света роса в душистой высокой конопле из которой вы¬браны были уже замашки мочила ноги и блузу Левина выше пояса. В прозрач¬ной тишине утра слышны были малейшие звуки. Пчёлка со свистом пули про¬летела мимо уха Левина. Он пр...гл...делся и увид...л ещё другую и третью. Все они вылетели из(за) плетня пчельника и над коноплёй скрывались по на¬правлению к болоту. Стёжка вывела прямо в болото. Болото можно было уз¬нать по парам которые поди...мались из него где гуще где реже так что осока и ракитовые кустики как островки колебались на этом паре. На краю болота и дороги мальчишки и мужики стерёгшие ночное лежали и перед зарёй все спа¬ли под кафтанами. Недалеко от них ходили три спута.. .ые лошади.
Задание 2
Поставить ударение в словах.
Завидно, избалованный, индустрия, казаки, камбала, медикаменты, валовой, инструмент, километр, красивее.
Задание 3
Выпишите устаревшие слова. Определите их значение. Мансарда, конка, острог, эскалация, офеня, салоп.
Задание 4
Объясните значение приведенных образных выражений. Объясните происхо¬ждение одного из выражений.
Злачное место, земля обетованная, игра не стоит свеч, Танталовы муки, камень преткновения, краеугольный камень, избиение младенцев, как Мамай прошел. Задание 5
Запишите предложения, употребляя числительные в нужной форме.
1. В Российском университете дружбы народов занятия ведутся с 4061 студен¬том.
2. В аспирантуре обучается до 325 человек.
3. В разные концы земного шара разъехались инженеры с 739 дипломами.
26

Задание 6
Запишите имя существительное, данное в скобках, в соответствующей падеж¬ной форме.
1. Синим пламенем пылают стаи (туча) над бездной моря.
2. На этом необозримом поле лежат целые миры волшебных городов, (здание, башня, чудовище).
3. Дворня была взволнована известием о помолвке одной из (барышня).
4. В нашем городе много (башкиры, туркмены, грузины).
5. Побывал я на Волге везде - от (верховье) до (низовье). Задание 7
Исправьте ошибки в образовании сравнительной степени прилагательных и наречий.
1. Жизнь ее в доме матери была более лучшей.
2. Речь бабушки более ярче и выразительнее, чем речь других персонажей.
3. Для первых рассказов писателя характерен самый глубочайший лиризм.
4. Из-за ливней в этом году экспедиция работала в более труднейших услови¬ях.
5. Его слова произвели на меня самое сильнейшее впечатление.
6. Задание 8
Отметьте предложения, в которых есть ошибка в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов, и исправьте эти предложения.
1. Не восстановив своего здоровья, он не сможет серьезно заниматься.
2. Наскоро одевшись и умывшись, мальчик побежал в школу.
3. Посмотрев на проблему ратификации с другой стороны, к нам пришло удач¬ное решение.
4. Доехав до ближайшего светофора, у машины внезапно заглох мотор.
5. Увидев четкую армейскую жизнь, у многих ребят изменилось отношение к армии.
Задание 9
Определите род существительных. Напишите словосочетания, подбирая к ка¬ждому слову прилагательное.
Евро, городище, псалтырь, мышь, бра, гроздь, интервью, кашне, МВД, Дели.
Задание 10
Образуйте глагольные сочетания с данными словами (в их терминологическом значении). Составьте предложения.
Образец: акт- составить. Члены комиссии составили акт о списании оборудо¬вания.
Отчет, повестк а, подпись, порицание, постановление, предложение, предписа¬ние, предупреждение, содействие, учет.
Задание 11
Оформите вступительную часть заявления. От кого и кому оно адресовано? А. От кого подано заявление?
Сергей Мозговой, Иван Белых, Марина Юхневич, Павел Ришес, Елена Гунич Б. Кому адресовано заявление?
Алексей Василец, Станислав Шосток, Дарья Малых, Ирина Раппопорт, Тарас Сидоренко

Ответ справочной службы русского языка

Какой вопрос Вы хотели задать "Справочному бюро"?

Вопрос № 246609
Скажите, пожалуйста, с какой буквы - прописной или строчной - следует писать "повестк а дня", когда в тексте документа приводится ссылка типа "пункт № 3 П(п)овестки дня"?
С уважением

Ответ справочной службы русского языка

Корректно со строчной.

Вопрос № 230172
Пожалуйста, это очень срочно, как все-таки правильно сказать "встал в повестк у" или "на повестк у", и можно сказать "епархиалки" по отношению к воспитанницам женской епархии?

Ответ справочной службы русского языка

Сочетание _встал на (в) повестк у_ стилистически небезупречно, лучше не использовать эти варианты. Слово _епархиалки_ разговорное, это следует учитывать при его употреблении.
Вопрос № 224208
Можно ли употреблять выражение "вручить под роспись повестк у"?(По- моему,может быть только хохломская роспись и т.п.,или я не права? Спасибо,Аля

Ответ справочной службы русского языка

См. http://spravka.gramota.ru/difficulties.html?let=п&id=37 [«Словарь трудностей»].

Введите слово и нажмите «Найти синонимы».

Предложения со словосочетанием «стоит на повестке дня»

  • Поэтому вопрос о революции вновь стоит на повестке дня .
  • Я ответил, что в моей повестке дня пять пунктов.
  • На сегодня шней повестке дня имеются еще три или четыре вопроса громадного общественного интереса.
  • Призвали по повестке на фронт и наших родственников, дядю Лёшу и Захара.
  • По повестке Горномарийского райвоенкомата двадцатилетнего юноша Георгия Синицина призвали в Красную Армию.
  • На повестке дня стоял вопрос о возможности похода атомохода в район Северного полюса.
  • В повестке дня нашего Пленума стоит наиглавнейший вопрос, требующий архибыстрого разрешения: что пьем?
  • Хотя внешнеполитического вопроса не было в повестке Пленума, после этой речи развернулись прения.
  • На повестке дня встал вопрос о помощи Пруссии со стороны Речи Посполитой в войне против Австрии.
  • На повестке дня стоял квартирный вопрос.
  • Члены правления никаких возражений по предложенной повестке не высказали, видно, это здесь было не принято.
  • На повестке моего дня вопрос так не стоял, я не воспринимал их посулы.
  • Обратимся вновь, например, к вопросу о том, стоит или не стоит ампутировать конечность.
  • На повестке дня создание активного революционного антибольшевистского фронта внутри СССР и в оккупированных им странах.
  • И на повестке дня стояли насущные вопросы, отражавшие нужды и жизнь общин.
  • Возможность массового пикетирования, которое бы не позволило доставить уголь на электростанцию, просто не стояла на повестке дня .
  • Кто знал о повестке , должен был понять, что я этим озабочен.
  • Мое имя и государство Израиль в повестке дня не упоминались.
  • Шли тяжелые бои под Новороссийском, а следующим на повестке дня у противника стояло овладение Туапсе.
  • Здесь состоялось партийное собрание, в повестке дня которого был только один пункт: прием в члены РКП(б).
  • А в повестке сказано: «Иметь при себе туалетные принадлежности, комплект белья, кружку и ложку».
  • На повестке дня стоял еще один старый вопрос: в какой мере следует стремиться привлекать рабочих к работе революционной организации?
  • Был конец октября месяца, в повестке говорилось, что я должен явиться в центральный военкомат.
  • На повестке дня в Гоминьдане осенью 1926 г.
  • Хрущева 25 февраля, уже после окончания работы съезда, предварительно не обозначенный в повестке дня его работы.
  • Не объявленный заранее в повестке работы и неожиданный для делегатов съезда доклад Н.С.
  • И вместе с тем все прекрасно понимали, что за этим гражданином стоит сверхдержава и обижать его не стоит .
  • Четыре дня в первую, четыре дня во вторую, четыре дня в третью.
  • На повестке дня стояла замена соломенных крыш крестьянских домов на черепичные.
  • В 1987 году на повестке дня был договор по ракетам средней и меньшей дальности.
  • Члены кибуца знали о тайных расстрелах и спокойно переходили к повестке дня , как будто вражда между евреями и евреями обычное дело.
  • На повестке стоял один вопрос: что делать дальше?
  • Я загнал трактор на полевой стан, бригадира не было, умылся в ближайшей речушке и быстренько домой, дома мать уже знала о повестке .
  • Каждый из нас получил по повестке на улицу Каляева.
  • Лагаш подня лся со своего места и заметил, что продолжительность сеансов Лакана не имеет отношения к повестке собрания.
  • Вопрос в повестке дня был один: что дальше.
  • Осенью 1941 года по повестке прибыл военкомат и мой дед.
  • Я прибыл в призывной пункт в Риме днем раньше даты, указанной в повестке .
  • На повестке дня этого собрания стоял один вопрос: «О текущем моменте и задачах парторганизаций».
  • Основным в повестке дня совещания был вопрос о созыве партийной конференции.
  • Собрали собрание, в повестке которого стоял вопрос: можно ли выпускать Валерия Газзаева в зарубежную поездку?
  • А массовые репрессии в 1881 году на повестке дня не стояли.
  • На повестке дня стояли: отчет о Московской губернской конференции РКП(б) и доклад о военном положении.
  • И в повестке должно быть точно обозначено, по какому делу и в качестве кого: подозреваемого, обвиняемого, свидетеля.
  • Бесконечно продолжались дебаты по повестке дня .
  • Так называемые «германские проблемы» и сохранение мира были, конечно, важнейшими на повестке дня .
  • В повестке дня стояли вопросы: отношение к войне, отношение к Временному правительству, организация революционных сил и др.
  • Жду предложений по повестке дня предстоящего Пленума, кроме посещения музея.
  • Вопрос об успеваемости постоянно стоял в повестке дня факультетских комсомольских собраний.
  • В полученной мной повестке было написано, что я должен прибыть в 33-й учебный танковый батальон в Санкт-Пельтен-Шпрацерн.
  • На повестке дня съезда стояли вопросы: о коалиционном Временном правительстве, продовольственный, о войне и мире, аграрный и др.
  • В этой книге было показано, что сатана уже стоит на пороге и вот-вот сейчас он перешагнет этот порог, при дверях стоит нашего жилища.
  • Возможность массового пикетирования, которое бы не дало возможности доставить уголь на электростанцию, просто не стояла на повестке дня .
  • Короткий обмен мнениями по повестке дня , и начиналась работа.
  • Их наследование, их способность к этому еще не стояли на повестке дня .
  • Нас не предупредили о повестке дня совещания.
  • Но не будем забывать, что они вообще появились и оказались в мировой политической повестке дня только благодаря Уго Чавесу.
  • Борьба за власть на всех фронтах в то время была на повестке дня .
  • Это одно чего-нибудь да стоит , и с нашей точки зрения стоит очень многого.
  • Я никогда не писал о людях улицы и им подобных, о повестке дня , не ходил, как он, не одевался, не выглядел и даже не пел.
  • Ситуация в Чехословакии даже не стоит в повестке дня и ставиться не будет.
  • Стоит ли идти и пачкать бюллетень или не стоит .
  • На повестке дня : итоги ноябрьского Пленума ЦК ВКП(б).
  • Люди уходили на фронт по повестке и добровольно.
  • Этот же вопрос стоял на повестке дня «Круглого стола», группы Бильдерберг и Трехсторонней комиссии на протяжении многих лет.
  • На повестке дня конференции стояло два вопроса: 1.
  • И потом, действительно ли события в Германии стоят уже на повестке дня ?
  • В повестке дня этой встречи у Джима были намечены три пункта.
  • Водка дешева, бутылка водки стоит столько же, сколько стоит два кило хлеба, да и в очереди стоять не нужно.
  • На повестке «Прием в члены и пр.», сказал Костюк.
  • Мы перешли к повестке дня , то есть начали есть.
  • Таким образом, на повестке дня встанет вопрос захвата Ленинграда и Москвы.
  • Мы были в пути четыре дня : выехали семнадцатого в час дня , приехали двадцать первого в три часа дня .
  • На повестке ночи стоял вопрос о проникновении в сортир, где дверь открывалась при помощи опускания какой-то мелкой монеты в щель.
  • На повестке дня оставался главный вопрос: кто его проинформировал?
  • В повестке указывался кабинет, куда нужно прийти, как оказалось, все пацаны стояли в очереди именно туда.
  • Самым актуальным в повестке дня переговоров оказался вопрос, насколько далеко готов пойти Берлин в признании сферы интересов Японии.
  • По второму и третьему вопросам докладчиком в повестке дня стоял Пивоваров.
  • В повестке значилось, что я распределен в 141-ю часть военной пехоты.
  • От микрофонов делегаты требовали выступлений по повестке дня , по составу рабочих органов, по порядку ведения съезда.

Источник – ознакомительные фрагменты книг с ЛитРес.

Мы надеемся, что наш сервис помог вам придумать или составить предложение. Если нет, напишите комментарий. Мы поможем вам.

17. Исправьте выражения: более красивее; более легче; более лучше.

Задание III. Отредактируйте фразы; объясните ошибку в построении предложения.

1. Встреча прошла с большим интересом.

2. Я заметил характерную ему ошибку.

3. Хотелось бы, чтобы вы поскорее оказали вни-мание нашей организации.

4. Он попытался предостеречь неверный шаг ди-ректора.

5. На встрече присутствовал и представитель с завода.

6. Обработав эти данные, выяснилась полная кар-тина состояния дел.

7. Мое мнение к нему как к человеку неплохое.

9. На повестке дня стоял вопрос о ресурсах.

10. Поднимаясь по лестнице, в глаза мне броси-лось странное объявление.

11. Мне надоело тратить нервы на этот вопрос.

12. Я понял, какой намек мне дали.

13. У нас самая дешевая стоимость товаров.

14. Я не хочу нагнетать обстановку.

15. Многие поддались на уловку квартир, работы, дач.

16. Приведенные сведения в последнем статотче-те говорят о том, что проблема еще не решена.

17. Николай ждал меня на коридоре.

18. Я не раз отмечал о том, что необходимо соблю-дать инструкцию.

19. Все это сказывается на работу.

20. Разрешите поднять этот тост за наши успехи.

Задание IV. Работа над точностью и выразитель-ностью речи.

1. Придумать фразы со словами: терпение, терпе-ливость, терпимость, толерантность.

2. Найти синонимы слова сказал.

3. Найти синонимы слова шел.

4. Придумать фразы со словами: питаться, есть, кушать, лопать.

5. Объяснить смысл крылатых выражений: ябло-ко раздора, сизифов труд, гордиев узел, авгиевы ко-нюшни.

6. Объяснить смысл фразеологизмов: играть пер-вую скрипку, вариться в собственном соку, снять стружку, через пень-колоду, зубы заговаривать, во-дить за нос, поставить на карту.

7. Исправить предложения и объяснить ошибки: Все требовали приподнять занавес.

Все равно велосипеда он не откроет, Он полслова на лету схватывает.

Практические занятия

Практические занятия

Обещал снять с него семь шкур. Все это вошло нам в пот и кровь. Это все еще держится в облаках. Другой конец палки состоит в том...

8. Отредактируйте:

Помню, какие свинарники мы возводили!

Перед ним была альтернатива: остаться в деревне или вернуться в город.

Я не могу съесть эту кашу в полном объеме.

А вечером, когда все небо будет усеяно звездами, мы снова попремся на море.

9. Продолжите фразы: Стало ясно, что трудности с каждым днем будут... Мы надеемся, что к концу года уровень производства начнет... Моя тревога., с каждым днем. Площадь засоленных почв... с каж-дым годом (возрастать, увеличиваться, повышаться, усиливаться).

10. Найти канцеляризмы в отрывке из пародии на литературоведческую статью: «...не менее важна и реакция старухи на сообщение ей старика о неис-пользовании им откупа рыбки, употребление стару-хой ряда вульгаризмов, направленных в адрес ста-рика и понудивших его к повторной встрече с рыб-кой, посвященной вопросу о старом корыте» (из книги К. Чуковского «Живой, как жизнь»).

11. Выразить мысль без канцеляризмов: «Следует приложить все усилия для устранения негативных последствий этого явления».

12. «Перевести» наукообразную фразу: «Для созда-ния положительного настроения можно рекомендо-вать такое известное средство, как улыбка».

13. Отметить канцеляризмы, выразить мысли раз-говорным стилем:

В отношении применения этого метода еще сто-ит большой вопрос. Кислотные дожди оказывают чрезвычайно большой вред зеленым насаждениям. Для ускорения принятия решения предлагаю сделать перерыв. Необходимо принять срочные меры для обеспечения экономии электроэнергии.

14. Уместно ли использование фразеологизма в данном предложении: «То, что мы задумали, я уверен, наведет шорох на наших конкурентов?» Как лучше выразить эту мысль?

15. Что хотел сказать оратор: «Инвалиды и пенси-онеры существуют у нас в жестком виде?»

16. Как лучше выразить эту мысль: «Приступать к созданию ребенка можно только в хорошем настро-ении, осознавая всю полноту ответственности за это дело» (из книги о самовоспитании)?

Задание I

Воспользуйтесь «Орфоэпическим словарем русско-го языка».

Задание II

2. (я, ты, он) понял (она) поняла

(оно) поняло

3. (я, ты, он) начал (она) начала (оно) начало

4. (я, ты, он) принял (она) приняла (оно) приняло

5. (я) хочу (ты) хочешь

(он, она, оно) хочет

(мы, вы, они) поняли

(мы, вы, они) начали

(мы, вы, они) приняли

(мы) хотим (вы) хотите (они)хотят

6. Так много, надеть очки, осмеять.

Практические занятия

Практические занятия

7. Эти выражения содержат лишние слова: кри-минал означает преступление, вакансия - свобод-ное место, прейскурант - сборник цен, сувенир - то, что дарят на память, перспективы - то, что в будущем, и т.п.

8. Каждая минута; отступают только назад; в де-кабре; ознакомиться можно только впервые; заве-щать; летом; в итоге; заблуждение.

9. Любовь к родине, заведующий клубом, благода-рю вас.

10. Смеяться над ним, прийти по делу, лучше всех.

11. Говорить о жизни - гаварыць пра жыццё, хо-дить по дорогам - хадзщь па дарогах, мы с Толей - мы з Толям.

12. Золотая медаль, большая собака, вкусное яблоко.

13. Выборы выборов выборам выборы выборами о выборах

Средства

средствам

средства

средствами

по средствам

14. Сто двадцать семь человек ста двадцати семи человек ста двадцати семи человекам сто двадцать семь человек ста двадцатью семью человеками о ста двадцати семи человеках

Восьмое марта восьмого марта восьмому марта восьмое марта восьмым марта о восьмом марта

15. Сколько рублей скольких рублей скольким рублям сколько рублей сколькими рублями о скольких рублях

Сколько детей скольких детей скольким детям сколько детей сколькими детьми о скольких детях

16. Воспользуйтесь «Словарем иностранных слов»

17. Красивее, легче, лучше.

Задание III

1. Встреча вызвала большой интерес.

2. Я заметил характерную для него ошибку.

3. Хотелось бы, чтобы вы поскорее уделили вни-мание нашей организации.

4. Он попытался предостеречь директора от не-верного шага.

5. На встрече присутствовал и представитель за-вода.

6. Обработав эти данные, мы выяснили полную картину состояния дел.

7. Мое мнение о нем как о человеке неплохое.

9. В повестку дня был включен вопрос о ресурсах.

10. Когда я поднимался по лестнице, в глаза мне бросилось странное объявление.

11. Мне надоело тратить здоровье на этот вопрос.

12. Я понял, какой намек мне сделали.

13. У нас самая низкая стоимость товаров.

14. Я не хочу нагнетать атмосферу. Или: Я не хочу усугублять обстановку.

Практические занятия

Практические занятия

15. Для многих стали приманкой квартиры, пре стижная работа, дачи.

16. Сведения, приведенные в последнем статот чете, говорят о том, что проблема еще не решена.

17. Николай ждал меня в коридоре.

18. Я не раз отмечал, что необходимо соблюдать инструкцию.

19. Все это сказывается на работе.

20. Разрешите поднять бокал за наши успехи. Раз-решите произнести тост в честь наших успехов.

Задание IV

1-6. Воспользуйтесь «Словарем синонимов русско-го языка», «Учебным словарем наиболее употребитель-ных фразеологизмов современного русского языка» А.Ф. Калашниковой.

7. Все требовали приподнять завесу. Все равно велосипед он не изобретет. Он схватывает все с полуслова.

Обещал спустить с него шкуру (или снять стружку). Все это вошло в кровь и плоть. Пока это все неясно и неопределенно; есть выра-жение «витать в облаках» (мечтать). Но палка о двух концах...

8. Помню, какие свинарники мы строили!

Он стоял перед выбором: остаться в деревне или вернуться в город.

Я не могу съесть всю эту кашу.

А вечером, когда все небо будет усеяно звездами, мы снова потянемся к морю.

9. Стало ясно, что трудности с каждым годом бу-дут возрастать.

Мы надеемся, что к концу года уровень производ-ства начнет повышаться.

Моя тревога усиливается с каждым днем. Площадь засоленных почв увеличивается с каж-дым годом.

11. Постараемся всеми силами исправить поло-жение.

12. Чтобы настроение улучшилось, улыбнитесь.

13. Нам надо подумать, стоит ли применять этот метод.

Кислотные дожди губят растения. Чтобы мы смогли поскорее принять решение, предлагаю сделать перерыв.

Подумаем, как нам экономить электроэнергию.

14. Ох, как забеспокоятся наши конкуренты, уз-нав, что мы задумали!

15. Инвалидам и пенсионерам у нас нелегко жить.

16. Зачинать ребенка нужно в хорошем настрое-нии, понимая ответственность этого шага.

К главе 5 «Подготовка к речи-монологу»

Задание I. Изучение на конкретных примерах системы связей: Тема - Аудитория - Цель - Ос-новная идея - Рекламное название.

1. Определите цель и главную идею беседы на темы:

«Организация рабочего времени - необходимое средство повышения производительности труда»:

а) в студенческой группе;

б) с бизнесменами.

«Учебное заведение, которое я закончил»:

а) рассказ в молодежной компании;

б) беседа с директором фирмы, в которой вы хо-тите работать.

2. Обоснуйте выбор темы, цель и главную идею своего будущего выступления в группе.

3. Обсуждение окончательного плана выступле-ния в соответствии с логикой раскрытия темы и за-нимательностью изложения.

Задание II. Прокомментировать использование цифр в предложенных преподавателем газетных пуб-ликациях.

Задание Ш. Преподаватель предлагает студентам записать несколько высказываний великих людей. Дает задание на дом по работе с ними: свободный пе-ресказ, оценочные суждения, творческое развитие мысли. Затем выполнение заданий обсуждается.

К главе 6 «Секреты успешного выступления»

Задание I. Тренировка умения приветствовать аудиторию.

Цель задания - научиться делать начальную пау-зу и здороваться с аудиторией так, чтобы интонация выражала радость от встречи.

Студенты по очереди выходят к аудитории и при-ветствуют собравшихся жестом.

Преподаватель следит за тем, чтобы походка ора-тора была уверенной, голова приподнята. Остано-виться нужно в том месте, откуда хорошо видны все собравшиеся, а оратор - всем. Начинать приветст-вие следует только после начальной паузы, «собрав» всех взглядом. Жест должен быть широким, помога-ющим последовательно охватить взглядом всех со-бравшихся.

Во время второго выхода после начальной паузы нужно произнести: «Рад вас видеть». Можно при этом помогать себе жестом.

Преподаватель следит за тем, чтобы был зритель-ный контакт со всеми, а интонация приветствия со-ответствовала смыслу слов.

Студентам предлагается по очереди выйти третий раз к аудитории и приветствовать всех словом «Здрав-ствуйте!» с разной интонацией, выражающей:

а) безразличие;

б) назидательность, суровость;

в) радость от встречи.

Задание считается выполненным, если оратор вышел уверенной походкой, была выдержана началь-ная пауза, в приветствии звучала радость от встречи с аудиторией, а взгляд оратора охватил всех слуша-телей.

Практические занятия

Практические занятия

Задание II. Тренировка умения начинать выступ-ление.

После приветствия нужно произнести одну-две фразы. Это может быть комплимент собравшимся, вопрос к аудитории, обращение к тем чувствам, ко-торые в данный момент волнуют людей.

Задание III. Чей вариант вступления лучше?

Задание дается всей группе. Нужно предложить варианты вступления (зачин и введение в тему), ко-торые мог бы использовать известный бизнесмен, если бы его попросили провести беседы на темы:

1. Как организовать свой день.

2. Как добиться успеха в бизнесе. «Выступать» предлагается перед

а) уставшими студентами в конце занятий;

б) сотрудниками фирмы, успехи которой в бизнесе оставляют желать лучшего.

Цель задания - попытаться установить эмоцио-нальный контакт с данной категорией слушателей, искусно подвести к теме выступления.

Варианты вступлений обсуждаются, лучшие отме-чаются.

Задание IV. Тренировка умения начинать и за-канчивать выступление.

Студентам раздают карточки с названиями тем. Им нужно предложить вступление и заключение к этим темам (импровизация). Примеры тем:

1. Сотвори себя сам.

2. Дружба помогает жить.

3. Берегите любовь.

4. Как жить, не старея.

5. Резервы психики человека.

6. Как научиться владеть собой.

7. Космическое будущее человечества.

8. Лучше гор могут быть только горы.

9. Море - мир красоты и чудес.

10. Музыка в нашей жизни.

11. Красота спасет мир.

Задание V. Тренировка умения отвечать на воп-росы.

Трем студентам по очереди предлагается ответить на вопросы по своей теме. Необходимо каждый раз перефразировать вопрос, сохранив его смысл, и дать краткий ответ.

«Жюри», выбранное заранее, оценивает по 10-балль-ной системе умение будущих ораторов отвечать на воп-росы, учитывая:

1) насколько точно был понят смысл вопроса;

2) краткость и точность ответов;

3) впечатление от манеры отвечать (быстрота ре-акции, самообладание, доброжелательный тон).

Задание VI. Тренировка умения выступать.

Студентам предлагается готовить мини-выступле-ние (на 3 минуты) к каждому занятию. Темы выступ-лений, например, такие: «Это интересно знать», «Как я люблю отдыхать», «Мое отношение к предпринима-тельству; классической музыке; альпинизму и т.п.» (любые темы, в названии которых есть слово «я» или «мой, мое»).

Практические занятия

К главе 7 «Культура ведения полемики»

Задание I. Преподаватель вместе со слушателя-ми выбирает тему полемики (тезис), например: «В на-шей стране должна быть правительственная цензура средств массовой информации» (или «один госу-дарственный язык», «платное здравоохранение», «бес-платное высшее образование» и т.п.). Обратное ут-верждение (не должна...) представляет собой антите-зис. Сторонники каждого утверждения объединяют-ся в команды и готовятся к проведению полемики, привлекая справочную и другую литературу. Необхо-димо уточнить все термины, уходящие в тезис, проанализировать проблему по плану, предложенному в главе 5 (стр. 72-73), собрать все аргументы и подго-товить убеждающую речь. Следует продумать способ опровержения оппонентов и критику их доводов.

На занятие приглашается «жюри». В выступле-нии команд оцениваются:

ораторское искусство лидера каждой команды; логичность и убедительность каждого довода; качество опровержения; вопросы обеих команд; сплоченность каждой команды; тон ведения полемики;

использование тактики и приемов ведения по-лемики;

использование уловок и их нейтрализация.

Перед тем как дать слово участникам команд, пре-подаватель рассказывает о цели занятия, пред-ставляет членов «жюри», объявляет порядок ведения обсуждения. В ход полемики он вмешивается лишь в том случае, если нужно пресечь запрещенные при-емы. После завершения полемики и вердикта «жюри» участники обсуждают, чему их научило это занятие.

Задание II. Дискуссия на тему «С чего начинать свое дело». Разбор возникшей полемики, оценка по-ведения ее участников.

Слушателям предлагается определить последо-вательность действий, необходимых для начала выпуска нового товара (что это за товар, решает группа):

2) найти сырьё;

3) разработать технологию изготовления товара;

4)закупить оборудование;

5) найти помещение для работы;

6) заключить договор на поставку сырья;

7) изучить потребность населения в этом товаре;

8) получить лицензию на эту деятельность;

9) сформировать трудовой коллектив;

10) заключить договор на аренду помещения.

Затем слушатели объединяются в команды и со-вместно определяют последовательность своих дей-ствий.

После этого представители разных команд отста-ивают свою правоту по каждому пункту.

«Жюри» оценивает убедительность аргументации и культуру ведения полемики каждого участника игры. В заключении оно подводит общий итог «сра-жений» по всем вопросам.

По этому принципу может быть организована дискуссия на любую тему, близкую интересам слу-шателей и кругу их знаний.

Задание III. Деловая игра «Выступление»

Эта игра подводит итог изучению мастерства пуб-личного выступления.

Цель проведения игры - на примере трех выс-туплений дать представление о всей сложности ора-торского искусства, необходимости тщательной под-готовки к выступлению.

Основные задачи игры:

1. Выработать навык публичного выступления.

2. Научить парировать реплики, отвечать на воп-росы, полемизировать.

3. Сформировать умение анализировать выступ-ление оратора и критически оценивать свое выступ-ление.

За 4 учебных часа можно провести 3 цикла дело-вой игры.

Игровые роли:

1. Оратор.

2. «Оппонент».

3. «Непонятливый слушатель».

4. «Любознательный слушатель».

5. 11 «рецензентов»

Ораторы назначаются заранее. Они выступают с сообщениями, которые начали готовить после изуче-ния темы «Подготовка к речи-монологу». На выступ-ление отводится 15 минут.

Задание «Оппоненту» - критически оценивать выступление. Допускаются реплики по ходу выступ-ления, полемические высказывания, но в корректной форме. После выступления следует задать вопрос или высказаться по поводу какого-либо положения выс-тупления с критических позиций, постараться вызвать оратора на спор или ввязать в полемику.

Задание «Непонятливому слушателю» - задать оратору вопрос, который требует разъяснения тер-мина или какого-либо положения выступления.

Задание «Любознательному слушателю» - задать оратору дополнительный вопрос по теме.

Задания «Рецензентам» - разобрать выступление:

1. Было ли удачным название выступления? Обо-снуйте свое мнение.

В чем состоит главная идея выступления? Какую цель, по вашему мнению, ставил перед со-бой Оратор и удалось ли ему ее достичь?

2. Вид вступления. Удачно ли оно? Каков вид зак-лючения?

3. Было ли выступление доходчивым? Пояснял ли Оратор значение терминов? Как он это делал?

4. Было ли выступление последовательным? Каков его план? Интересна ли композиция выступления?

5. Какие приемы изложения использовал Оратор?

6. Обосновывал ли Оратор свои мысли? Каким образом? Насколько убедительно?

7. Удалось ли выступающему установить контакт с аудиторией? Если да, что этому способствовало? Если нет, то почему?

Отметить манеру держаться (позы, жесты), инто-нацию, эмоциональность Оратора, зрительный кон-такт со слушателями.

8. Что вы можете сказать о его культуре речи?

9. Удачно ли Оратор отвечал на вопросы?

10. Успешно ли полемизировал с оппонентом?

11. Общее впечатление от выступления. Пожела-ния Оратору по совершенствованию мастерства.

Слушателям, не получившим специальных зада-ний, предлагается реагировать на выступление есте-ственно, при желании задавать вопросы.

101 Практические занятия

К главе 8 «Восприятие и понимание партнера по общению»

Задание I. Слушатели по очереди рассказывают о диалоге с незнакомым пассажиром (см. задание для самостоятельной работы после изучения главы 8). Препо-даватель и остальные слушатели оценивают полноту и остроту наблюдений, обоснованность предположений, причины ошибок стереотипизации.

Задание II. Слушатели, разбившись на пары, 6 секунд молча смотрят друг на друга. Затем препода-ватель приглашает к столу какую-нибудь пару. Не гля-дя на партнера, нужно описать черты его лица, на-звать цвет глаз, волос, форму лица и т.п. Затем нужно назвать главную особенность внешности партнера.

Выполнение этого задания возможно только в об-становке доброжелательности, уважения друг к дру-гу, при стремлении отыскать что-то красивое и при-мечательное во внешности партнера. Создание та-кой атмосферы зависит от преподавателя.

Задание III. Для изучения особенностей восприя-тия преподаватель предлагает следующее:

1. Показывает в течение 5-7 секунд слушателям портрет известного ему человека и просит описать его внешность, дать психологический портрет, уга-дать профессию.

Интересно и полезно сравнить разные впечатле-ния. Студенты приходят к выводу об индивидуаль-ности восприятия, различии между информацией и интерпретацией, влиянии стереотипов.

Ход одного цикла игры:

1. Преподаватель раздает задания всем участни-кам игры.

2. Выступление Оратора.

Преподаватель следит за корректностью поведе-ния Оппонента.

3. Полемика с Оппонентом.

4. Ответы на вопросы слушателей.

5. Выступления Рецензентов с разбором сооб-щения.

6. Слушатели с места дополняют ответы.

7. Преподаватель уточняет и обобщает сказанное. Для второго и третьего циклов игры назначаются

другие участники.

После завершения деловой игры преподаватель подводит итоги.

Практические занятия

2. Преподаватель читает биографию какого-ни-будь человека и просит слушателей пересказать ее, выделив самое главное. Выясняется, что это «глав-

ное» у многих слушателей не совпадает, отражая то, что важно, значимо для каждого.

3. Преподаватель предлагает слушателям описать, как они хотели бы, чтобы их воспринимали. Затем слушатели достают листки, на которых они описы-вали то впечатление, которое, на их взгляд, они про-изводят (задание для самостоятельной работы после изучения главы 8). Сравнивая эти описания, можно сделать полезные для каждого выводы.

Задание IV. Это задание позволяет проверить способность поставить себя на место партнера, по-нять его чувства.

Преподаватель описывает, к примеру, следующую ситуацию. «Предположим, что вы попросили друга собрать для вас какую-то информацию. Друг подхо-дит к вам в хорошем настроении и сообщает, что сейчас подробно расскажет обо всём, что узнал. Но вам эта информация уже не нужна и у вас сейчас совершенно нет времени. Как пройдет ваше объяс-нение с другом?» Слушатели разбиваются на пары и разыгрывают эту ситуацию. Впечатления обсужда-ются в группе. Преподаватель задает вопросы, по-зволяющие выяснить способность к децентрации каждого.

ление от имени этого персонажа. В первой части объявления, даваемого от третьего лица, нужно его представить: описать внешность, самые характерные черты, интересы и увлечения, вторая часть объявле-ния - «заказ» на будущего спутника жизни: его вне-шность, черты характера.

«Брачные объявления» звучат по очереди. Необхо-димо внимательно слушать, чтобы не пропустить «свою пару». В конце концов все находят друг друга и становятся рядом. Для преподавателя информатив-но и то, как образуются пары.

Ход игры обсуждается и комментируется.

Примеры «брачных пар»:

галстук - сорочка

карандаш - бумага

подсвечник - свеча

проигрыватель - пластинка

руль - машина

диван - подушка

стол - скатерть

берег - река

ручка - стержень

бассейн - вода.

Задание V. «Брачные объявления».

В ходе игры выявляется способность к децентрации, объективному восприятию партнера, умению анализировать. Игра развивает воображение и речь. Преподаватель-психолог сможет увидеть психологи-ческие проблемы некоторых участников игры.

Практические занятия

Задание I. Проверка наблюдательности.

Несколько человек выходят за дверь, остальные - наблюдатели. Преподаватель принимает определен-ную позу, сидя на стуле. В аудиторию входит слуша-тель, который через несколько секунд занимает мес-то преподавателя и принимает ту же позу. Затем вхо-дит следующий слушатель, и все повторяется снова. Когда последний участник группы садится на стул, преподаватель располагается на стуле рядом и при-нимает исходную позу. У всех есть возможность срав-нить позы и выявить самых наблюдательных.

Задание II. Проверка правила Беннета.

а) В центре аудитории в определенной позе зами-рает слушатель. Остальные по очереди отвечают на следующие вопросы:

1) Что, по вашему мнению, выражает эта поза?

2) Какие эмоции она у вас вызывает?

Различия в толковании позы у разных слушателей

и в эмоциях, вызываемых ею, подтверждает правило Беннета.

б) Преподаватель предлагает слушателям определить социальный статус, внутреннее состояние, отношение к теме разговора и друг к другу участников беседы, изображенных на рисунке б (стр. 159). Мнения слуша-телей сопоставляются и обсуждаются в группе2.

Задание III. Слушатели разбиваются на пары и садятся лицом друг к другу. Они поочередно прини-мают позы, соответствующие их состоянию и настрое-нию. Партнер должен их отгадать. Чтобы сделать это было легче, партнеру рекомендуется принять такую же позу. Интересно сравнить толкование позы парт-нером до и после этого.

Результат выполнения упражнения обсуждается в группе. Выясняется, что большинство слушателей смогли отгадать настроение партнера по его позе. Этому способствовало подражание позе. Исключения подтверждают правило Беннета.

Задание IV. Упражнение, иллюстрирующее зна-чение подражания по позе и «отзеркаливанию» для создания благоприятной атмосферы общения.

Слушатели разбиваются на пары. Первые номера начинают рассказывать вторым о том, как они прове-ли вчерашний день. У слушающих задание - в тече-ние первых трех минут принять позу, подражающую позе рассказчика, и «отзеркаливать» его жесты. За-тем принять произвольную позу (за исключением позы внимания) и перестать «отзеркаливать» партнера. Как правило, вскоре после этого желание рассказывать пропадает, и партнер умолкает. Слушатели меняют-ся ролями, и упражнение повторяется. Результат - впечатления, ощущения - обсуждается в группе.

Задание V. Тренировка умения «отзеркаливать».

Слушатели разбиваются на пары и располагают-ся произвольно. В каждой паре определяются веду-щий и ведомый. Преподаватель начинает медленно, с паузами читать какой-нибудь текст, который легко сопровождать выразительными жестами, например, басню Крылова «Ворона и Лисица». Ведущий пары сопровождает слова басни жестикуляцией. Ведомый повторяет его движения. Преподаватель читает текст еще раз. Роли в парах меняются.

Задание можно повторить с другим текстом.

Практические занятия

Задание VI. Тренировка умения влиять на состо-яние партнера. Начало упражнения повторяет упраж-нение V. Но «ведомый» получает задание: в какой-то момент перехватить инициативу. Пока преподаватель читает басню, первый ведущий может вновь заста-вить подражать себе.

Результат выполнения упражнения обсуждается: легко ли было захватить инициативу? Для чего нужна такая тренировка?

Ораторское искусство и деловое общение / О. А. Баева...