Межличностные тренинги. Тренинг как средство коррекции межличностных отношений

Развитие позитивных межличностных отношений в классе.

Занятие с элементами тренинга.

Подготовила:

педагог-психолог

Юдина Ю.С.

Цель :

    способствовать снижению количества проблем в межличностных отношениях учащихся класса.

Задачи :

    предоставление участникам возможности лучше узнать друг друга;

    развитие эмпатии у учащихся;

    формирование умения слушать и давать обратную связь;

    развитие групповой сплочённости.

Форма проведения: занятие с элементами тренинга.

Необходимые материалы и оборудование :

    листы бумаги на каждого участника

    бланки на каждого участника (Приложение 1),

    бланки на каждого участника (Приложение 2),

    бланки на каждого участника (Приложение 3),

    ручки, фломастеры, карандаши.

План мероприятия:

Вступительное слово психолога

1. Упражнение «Мы такие разные и похожие»

2. Упражнение «Учимся ценить индивидуальность»

3. Упражнение «Черты личности, способствующие эффективному общению»

4. Диагностическое упражнение «Лестница коммуникативных умений»

5. Тест «Какой ты в общении»

6. Упражнение «… зато ты»

Рефлексия

Ожидаемый результат:

    развитие рефлексивных способностей,

    снятие напряжения,

    развитие эмпатии,

    сплочение группы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вступительное слово

Добрый день, ребята!

Я очень рада видеть вас здесь сегодня. У вас, несомненно, много неотложных дел, забот, но сейчас вы их на время оставьте за дверьми этого кабинета. Пусть пройдут ваши тревоги – мы будем вместе улучшать себя и добьемся этого!

1. Чем нам предстоит заниматься?

    Играми и упражнениями. Всякая психологическая игра имеет «двойное дно» - на поверхности лежит возможность получить удовольствие, но ее смысл к этому не сводится, игра также дает возможность лучше узнать себя и других, чему-нибудь научиться и т.п.

    Изучением некоторых наших психологических качеств и обсуждением полученных результатов.

2. Какую пользу нам это принесет?

    Мы сможем лучше понять себя: свои чувства, переживания, желания.

    Мы будем учиться выражать свои чувства и желания так, чтобы другие лучше нас понимали.

    Мы сможем более успешно общаться с другими людьми: лучше понимать их, меньше конфликтовать.

    Наконец, мы просто хорошо проведем время!

Вы наверно очень устали. Давайте немного разомнемся и выполним следующее упражнение:

    Упражнение «Мы такие разные и похожие»

1 часть. Все сидят по кругу. Ведущий (без стула, в центре круга), говорит:

Поменяйтесь местами те, кто:

    кто любит мороженое;

    кто любит красный цвет;

    кто любит танцевать;

    у кого есть дома собака (кошка);

    кто любит петь;

    кто любит ходить в кино;

    любит болтать по телефону.

2 часть. Все сидят по кругу. Упражнение выполняется молча. Ведущий (без стула, в центре круга), говорит:

Объединитесь в группы те, у кого:

    одинаковый номер (после того как рассчитались на раз-два-три-четыре);

    одинаковый цвет глаз;

    одинаковый цвет одежды;

    выстроиться по алфавиту первой буквы имени;

    выстроиться по росту и т.п.

Вывод: «Мы все чем-то похожи, но и чем-то отличаемся друг от друга»

    Упражнение «Учимся ценить индивидуальность»

1 часть. Участникам занятия раздаются листы бумаги и предлагается написать 3 качества, которые делают их уникальными в коллективе.

2 часть. Ведущий зачитывает написанное, дети пытаются угадать о ком идет речь.

Вывод: «Мы все уникальны, двух одинаковых людей не существует».

3. Упражнение «Черты личности, способствующие эффективному общению»

Цель: ознакомить участников с основными чертами личности, способствующие эффективному общению;

Материалы: бланки для каждого участника (Приложение 1)

Участникам занятия предлагают распределить слова в II колонки, где

В I – колонке – черты, способствующие общению,

во II – колонке - черты, мешающие возможному общению:

Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность.

На заполнение опросника дается 3-5 минут.

Затем ведущий заполняет заранее подготовленный бланк опросника, прикрепленный на доску. Для этого он просит поднять руки тех, кто отметил в колонке I первое качество. Число ответивших подсчитывается и заносится в колонку бланка. Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются самыми полезными для эффективного общения (с точки зрения данной группы).

4. Диагностическое упражнение «Лестница коммуникативных умений»

Цель:

Материалы: бланки для каждого участника (Приложение 2)

Участникам предлагают отметить себя на лестнице коммуникативных умений, где на нижней ступени находятся люди не умеющие общаться с другими, на верхней «мастера общения».

Если участник отметил себя на 2х нижних ступенях, он оценивает свои коммуникативные навыки как низкие, если на 2х верхних – как высокие, остальные варианты – средние.

5. Тест «Какой я в общении»

Цель: рефлексия участниками занятия собственных коммуникативных умений;

Материалы: бланки для каждого участника (Приложение 3)

Для того, чтобы сравнить как оцениваете свои коммуникативные умения вы сами, и как видят вас другие я предлагаю пройти тест «Какой я в общении».

Участникам занятия зачитываются вопросы теста. Ответ да оценивается в 3 балла, нет – 1 балл, не уверен 2 балла.

Затем все самостоятельно подсчитывают сумму баллов по всем вопросам. Ведущий зачитывает результат.

6. Упражнение «… зато ты»

Цель: создание положительной атмосферы в группе, завершение тренинга.

Материалы: бланки для каждого участника (Приложение 4)

Каждый из участников подписывает свой лист и пишет на нем один какой-то свой недостаток, затем передает свой лист другим участникам. Они пишут на его листе «… зато ты…» и далее какое-то положительное качество этого человека: все, что угодно (у тебя очень красивые глаза, ты лучше всех рассказываешь анекдоты).

В конце выполнения задания каждому участнику возвращается его лист.

Рефлексия

Чем полезна именно для вас данная встреча?

Что является самым важным из того, чему вы научились?

Какие конкретные приемы вы будете использовать?

Ваши пожелания.

Благодарю вас за вашу искренность, открытость, за то, что вы уважаете, друг друга и дорожите, друг другом, за то, что вы были сегодня здесь - на этой встрече! Спасибо вам за тот опыт, которым вы поделились со всеми, кто был сегодня с нами!»

Приложение № 1

Черты помогающие общению

    терпение

    чувство юмора

    непонимание

    уважение мнения других

    игнорирование

    доброжелательность

    умение владеть собой

    нетерпимость

    выражение пренебрежения

    раздражительность

    умение слушать собеседника

    равнодушие

    чуткость

    гуманизм

    агрессивность.

Приложение № 2

Лестница коммуникативных умений

Я «мастер общения»

Я не умею общаться с другими


Приложение №3

Тест «Какой я в общении?»

Данный тест помогает определить уровень вашей коммуникабельности, общительности. Прочитайте вопросы и ответьте на них с предельной искренностью и откровенностью. При этом следует отвечать «ДА», «И ДА, И НЕТ», «НЕТ».

Вопросы

    Много ли у тебя друзей?

    Всегда ли ты можешь поддержать беседу в обществе друзей?

    Можешь ли ты преодолеть замкнутость, стеснение в общении с людьми?

    Бывает ли тебе скучно наедине с собой?

    Всегда ли ты можешь найти тему для разговора при встрече со знакомым?

    Можешь ли ты скрыть своё раздражение при встрече с неприятным тебе человеком?

    Всегда ли умеешь скрыть плохое настроение, не срывая злость на близких?

    Умеешь ли ты сделать первый шаг к примирению после ссоры с другом?

    Можешь ли сдержаться от резких замечаний при общении с близкими людьми?

    Способен ли ты идти в общении на компромисс?

    Умеешь ли в общении ненавязчиво отстаивать свою точку зрения?

    Воздерживаешься ли ты в разговоре от осуждения знакомых в их отсутствие?

13.Если узнал о чём-то интересном, возникает ли желание рассказать об

этом друзьям?

Обработка результатов

За каждый ответ «ДА» поставьте себе 3 очка. За каждый ответ «И ДА, И НЕТ» - 2 очка. За каждый ответ «НЕТ» поставьте себе 1 очко. А теперь суммируйте свои очки.

Интерпретация результатов

30 - 39 очков. Ты – человек общительный, испытывающий большое удовлетворение от контактов с близкими, знакомыми и незнакомыми людьми. Ты интересен в общении, чаще всего ты – «душа общества», друзья и знакомые ценят тебя за умение выслушать, понять и дать совет. Но не переоценивай своих возможностей – иногда ты бываешь просто болтлив. Будь внимателен к собеседникам, следи за их реакцией, старайся не стать навязчивым.

20 - 29 очков. Ты – человек в меру общительный, но в общении испытываешь некоторые затруднения. Друзей у тебя мало, со знакомыми не всегда можешь найти общий язык. Иногда в разговоре бываешь несдержанным, неуравновешенным. Следует быть искренним, внимательным, доброжелательным к своим собеседникам. Кроме того, не мешало бы преодолеть некоторую неуверенность в себе.

До 20 очков. Ты – человек стеснительный, замкнутый, в кругу знакомых в основном отмалчиваешься, общению с людьми предпочитаешь одиночество. Однако это вовсе не означает, что у тебя нет друзей и знакомых. Вполне вероятно, они ценят тебя за умение выслушать, понять, простить. Ну, а если тебе хочется свободно высказать свою точку зрения, спорить на равных, стать интересным собеседником, следует, преодолев свою застенчивость, быть искренним в споре, активно поддерживать беседу. А чтобы высказывания не показались неуместными, тебе следует развивать и совершенствовать навыки общения. Кроме того, возможно, ты слишком критически относишься к себе, к своим знаниям, умениям, навыкам.

Приложение № 4

Я ______________________________________________________________

Теоретические сведения

Психология - удивительная наука. Одновременно она и молода, и является одной из самых древних наук. Уже философы античности размышляли над проблемами, которые актуальны и для современной психологии. Вопросы соотношения души и тела, восприятия, памяти и мышления; вопросы обучения и воспитания, эмоций и мотивации поведения человека и многие другие ставились учеными, начиная со времени возникновения первых философских школ Древней Греции в 6-7 веках до нашей эры. Но древние мыслители не были психологами в современном понимании. Символической датой рождения науки психологии считают 1879 год, год открытия Вильгельмом Вундтом в Г ермании, в городе Лейпциг, первой экспериментальной психологической лаборатории. До этого времени психология оставалась умозрительной наукой. И только В. Вундт взял на себя смелость объединить психологию и эксперимент. Для В. Вундта психология была наукой о сознании. В 1881 г. на базе лаборатории открывается институт экспериментальной психологии (существующий и поныне), который становится не только научным центром, но и международным центром по подготовке психологов. В России первую психофизиологическую лабораторию экспериментальной психологии открыл В.М. Бехтерев в 1885 г. при клинике Казанского университета.

Тема: «ТРЕНИНГ ОБЩЕНИЯ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ

ОТНОШЕНИЯ».

Цели : выработать стратегию общения, и умение вести себя в обществе.

Количество занятий : 8

Количество участников: 10-12 человек.

Диагностические процедуры: методика Леонгарда, тест Кеттела.

Средство фиксации эффективности занятий: Анкета «Откровенно говоря…».

Занятие 1.

Ведущий: «Мы начнем с того, что каждый по кругу назовет свое имя и скажет несколько слов о себе. Перед этим предлагают каждому из вас взять по табличке и написать на ней свое имя. Не обязательно это будет ваше настоящее имя, вы можете назвать себя по-другому. Если вы решили взять другое имя, то, пред­ставляясь, скажите и настоящее, а потом попытайтесь сказать, почему вы решили его сменить. Через одно-два занятия мы запомним, как зовут друг друга, и сможем обходиться без табличек. Может быть, те имена, которые были взяты на сегодня, потом и не понадобятся, но если нужно, каждый сможет взять свою табличку и, например, что-то рассказать о себе под другим именем. Начинаем».

Учимся расслабляться.

Ведущий рассказывает о том, что в случаях, когда испыты­ваешь напряжение, «зажатость», тревогу, можно помочь себе, расслабляясь с помощью простых приемов, которые помогают не только почувствовать себя комфортнее и спокойнее, но и создать условия для более взвешенного, обдуманного поведения, которое не наносит ущерб интересам другого человека. Затем он прово­дит три упражнения на релаксацию (см. 8).

1) «Сядем поудобнее. Спина расслаблена, опирается на спинку стула, руки спокойно лежат на коленях. Можно закрыть глаза. Сделаем по десять глубоких медленных вдохов и выдохов. Чтобы замедлять их, вдыхая, сосчитаем про себя до семи, а выдыхая - до девяти. Можно и не считать - смотря как легче. Начнем»,

По окончании: «Теперь можно закрыть глаза. Расскажем, что испытали, что почувствовали, выполняя это упражнение. Можно, я начну?» Ведущий в данном случае показывает, как можно говорить о своих чувствах, стараясь описать то, что испытал, поподробнее.

2) «Другой способ расслабиться можно было бы назвать «Волшебное слово». Например, когда мы волнуемся, мы можем произнести про себя это волшебное слово, и почувствуем себя немного увереннее и спокойнее. Это могут быть разные слова: «покой», «тишина», «нежная прохлада», любые другие. Главное, чтобы они помогали вам. Давайте попробуем».

По окончании ведущий спрашивает, какие «волшебные слова» подобрал каждый из участников и что он почувствовал.

3) «Еще один способ успокоиться и расслабиться. Вспомните, вообразите себе ситуацию, которая обычно вызывает у вас волнение, напряжение. Произнесите про себя несколько утвержде­ний о том, что вы чувствуете себя уверенно, спокойно. Но эти утверждения должны быть положительными. Например, не «я не волнуюсь», а «я спокоен» и т.д. Начнем».

По окончанию ведущий спрашивает, кто какие словосочетания использовал, что почувствовал и просит, если не трудно, рассказать о том, какие ситуации вспомнились.

Данное упражнение способствует не только усвоению под­ростками простых навыков саморегуляции и созданию комфорт­ной и доверительной атмосферы в группе, но и тому, что участ­ники группы начинают более открыто и полно выражать свои чувства.

«Глаза в глаза».

Ведущий говорит о том, что в обычной жизни зачастую люди довольствуются поверхностными, неглубокими контактами друг с другом, не пытаясь увидеть, что чувствует, переживает другой, после чего предлагает участникам занятия в течение 3-5 минут смотреть в глаза другим, стараясь установить контакт с каждым членом группы. По окончании ведущий спрашивает о чувствах, испытанных во время упражнения, кому и почему было трудно установить зрительный контакт. Это упражнение помогает установить на этапе знакомства более глубокий и доверительный контакт между участниками группы.

Далее ведущий предлагает правила поведения группы, также они распространяются н на него самого. После прочтения правил ведущий разворачивает плакат с этими правилами, который после этого всегда висит на занятиях. Дается обещание соблюдать правила. Ведущий произносит слово «обещаю», участники группы - тоже.

Занятие 2.

Коллективный счет ( разогревающая психотехника )

Техника на каждый день . Участники стоят в кругу , опустив головы вниз и не глядя друг на друга . Задача группы - называть по порядку числа натурального ряда , стараясь добраться до самого большого , не совершив ошибок . При этом должны выполняться три условия : во - первых , никто не знает , кто начнет счет и кто назовет следующее число (запрещается договариваться друг с другом вербально или невербально ); во - вторых , нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд ; в - третьих , если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками , ведущий требует снова начинать с единицы . Общей целью группы становится ежедневное увеличение достигнутого числа при уменьшении количества попыток . Ведущий повторяет участникам , что они должны уметь прислушиваться к себе , ловить настрой других , чтобы понять , нужно ли ему в данный момент промолчать или пришла пора озвучить число . В некоторых группах участники бывают достаточно сообразительны , что не договариваясь начинают последовательно произносить числа натурального ряда по кругу . Обнаружив это , ведущий может похвалить участников за сплоченность и находчивость , но предлагает отказаться от этого приема . Опыт подтверждает , что более сплоченные группы успешнее справляются с этим упражнением .

« Муха в квадрате » ( тренинг личностного роста , групповое взаимодействие )

Мысленно представим поле для крестиков - ноликов , состоящее из девяти квадратов . В центральном квадрате сидит муха . Задача состоит в мысленном перемещении мухи ходами вверх - вниз , вправо - влево . Участники делают последовательно по одному ходу . Запрещено делать челночные ходы (туда - сюда ). Нельзя вылетать за границы поля . Может использоваться и как разогревающая методика . Со временем можно усложнить задачу , модернизировав плоское поле в объемное (куб ).

«Спина к спине».

Ведущий говорит о том, что на группе имеется возможность получить опыт общения, недоступный в. повседневной жизни. Двое участников группы садятся спиной к спине друг к другу и стараются в таком положении в течение 3-5 минут поддер­живать разговор. По окончании они делятся своими ощуще­ниями.

Ведущий может спросить:

- было ли это похоже на знакомые житейские ситуации, напри­мер, телефонный разговор), в чем отличия:

- легко ли было вести разговор;

- какой получается беседа - более откровенной или нет.

Занятие 3

Испорченный телефон ( разогревающая психотехника )

Участники встают в колонну по одному . Ведущий встает в конце колонны . Таким образом все участники повернуты к нему спиной . Хлопком по плечу он предлагает повернуться к нему лицом впереди стоящего участника . Затем он жестами показывает какой - либо предмет (спичечный коробок , пистолет , волейбольный мяч и пр .). Первый участник поворачивается лицом ко второму и также хлопком по плечу просит его повернуться и показывает предмет , второй передает третьему , третий - четвертому и так далее . Последний участник называет предмет . Условия : все делается молча , только жестами , можно только попросить повторить , участники не должны поворачиваться до тех пор , пока предыдущий участник не хлопнет его по плечу .

Печатная машинка ( групповое взаимодействие , тренинг личностного роста ).

Все участники встают в линию или круг . Группе дается задание прочитать четверостишие (предложение , словосочетание и т . д .), например :

У лукоморья дуб зеленый ,

Златая цепь на дубе том

Но не хором , а следующим способом . Участники последовательно произносят по одной букве , пробел - вся группа делает хлопок руками , перевод каретки - топают ногой . Запятые и точки тоже можно как - нибудь обозначить . Ошибившийся выбывает , когда остается три человека вся группа начинает сначала .

Значимые люди.

Материалы: Бумага, наборы цветных карандашей.

Ведущий просит подростков нарисовать трех самых значимых для имя людей. Это могут быть не обязательно те, е кем он постоянно общается в настоящее время, но непременно те, кто значит для него больше, чем все остальные, кого он или она знал(а), кто для него дороже всех. Ведущий также выполняет рисунок.

После того, как рисунки выполнены, ведущие просит участни­ков группы по очереди показывать рисунки, рассказывая при этом об изображенных там людях:

- кто они;

- чем значимы для подростка, чем дороги:

- так же ли близки они ему теперь, если речь идет о прошлом.

-хотели бы они н-ч что-нибудь сказать, будь у них такая возможность, прямо сейчас (например, есть невыраженное чувство благодарности).

Если кому-то из участников группы действительно хотелось бы поговорить с дорогим ему человеком, можно использовать практикуемую в гештальттерапии технику «пустого стула».

Занятие 4.

Для разогрева используем техники: либо нестандартное приветствие, либо испорченный телефон, «Бегущие огни».

Колечко ( тренинг личностного роста , адекватность )

Оборудование : на роль колечка хорошо подходит сердечник от изоленты , для детей можно использовать что - то яркое , например , заколку . Группа выходит из комнаты . Ведущий размещает колечко в комнате так , чтобы оно было в поле зрения участников . Например , повесить на гвоздик , одеть на горлышко бутылки , положить на стол , где и так куча всяких предметов , заколку можно приколоть к занавеске . Группа заходит в комнату и молча ищет колечко . Нашедший молча и никоим образом не показывая виду , что он нашел , садится на свое место . Чем меньше остается ищущих , тем сложнее найти предмет . Последнему приходится совсем тяжело .

Ассоциации.

Водящий (участники группы вызываются на эту роль добро­вольно) выходит, остальные участники группы загадывают кого-то из оставшихся. Водящий по ассоциациям должен отгадать того, кто загадан группой. Перед началом игры ведущий объясняет, что все вопросы водящего должны быть однотипны - на что или на кого похож тот, кого загадали:

    на какое время суток;

    на какое время года;

    на какую погоду;

    на какой день недели:

    на какой цвет радуга и т.д.

Следует особо напомнить, что задание нужно выполнять так, чтобы не задеть самолюбия, не оскорбить того, кто был загадан.

Данное упражнение помогает участникам группы подгото­виться к получению обратной связи, а других упражнениях.

Занятие 5

15 слов ( самоконтроль )

Ведущий предлагает участнику назвать 15 слов , начинающихся на определенную букву , с условием , если пауза между словами составляет более 5 секунд , то участник делает одно приседание . Подразумевается , что участник находится перед своей группой .

Коллективная арифметика ( сотрудничество )

Участвуют 4 человека . Каждый из участников берет карточку с несложным арифметическим действием , например 100*100. Полученные результаты каждой карточки складываются . Называется полученная сумма . Время - 60 секунд . Ведущий может создавать помехи , каждые 15 секунд громким голосом объявляя оставшееся время .

Свое пространство.

Один из участников группы («протагонист») добровольно встает в центр круга. Ведущий предлагает ему представить себя «светилом», на различном расстоянии, от которого находятся остальные участники группы - «планеты». Протагонист, повора­чиваясь лицом к участникам группы, просит встать их на различ­ном расстояния от себя - так, чтобы очередной участник группы отошел от него на расстояние, соответствующее воображаемой дистанции, а межличностных отношениях. После того как расста­новка группы завершена, ведущий спрашивает протагониста, насколько комфортно созданное им пространство и не хотел бы он внести какие-то изменения.

Проводить это упражнение более чем с тремя участниками в качестве «светила» за один раз не рекомендуется. В дискуссии не допускается обсуждение созданной схемы, но можно поделить­ся чувствами в зависимости оттого, на какое расстояние оказался удаленным тот или иной участник, порассуждать, из чего складывается это расстояние, от чего оно зависит, хочется ли его сокра­тить (увеличить). Последнее желательно обсуждать в абстракт­ном плане.

Занятие 6.

Хлопки ( групповое взаимодействие ).

Участники группы встают в линию , колонну , круг . По команде , начиная с первого , каждый участник последовательно делает один хлопок . Хлопки должны идти друг за другом . Один участник делает только один хлопок , ни больше , ни меньше . Оптимальное время выполнения группой из 20 человек составляет 3 секунды .

Игра «Крокодил».

Ведущий говорит о том, что многие люди боятся показаться окружающим смешными, нелепыми, и спрашивает участников, кому знакомо это чувство. Следующая игра предлагается, как средство избавиться от этого опасения. Группа разбивается на две команды. Первая команда загадывает некоторое слово или слово­сочетание (можно - названия предметов, часто встречающихся в обиходе), вторая - делегирует своего участника (лучше, если добровольно), которому сообщается загаданное слово. Послед­ний должен изобразить это слово только с помощью жестов и ми­мики, а его команда попытаться понять, что были загадано.

Команды участников группы загадывают слова по очереди. После того, как в роли изображающего побывало большинство участников, можно обсудить собственные чувства, возникавшие, когда приходилось что-то изображать.

Занятие 7.

Кто тормоз ? ( баланс механизмов возбуждения и торможения )

Маленький предмет лежит на столе посередине . Двое кладут ведущие руки по разные стороны от предмета на одинаковом расстоянии . Ведущий называет различные числа . Когда называется четное число , нужно схватить предмет .

«Горячий стул».

Ведущий предлагает подросткам узнать мнение о них остальных участников группы. Высказываться друг о друге он рекомендует приблизительно в такой форме: «Когда ты дела­ешь или говоришь то-то и то-то, у меня возникают такие-то чувства, и мне кажется, что это могло быть то-то н то-то». Используется только тот опыт, который был получен за время занятий. Следует избегать определений «нравится», «хорошо», «ПЛОХО».

Один из участников по желанию садится в центр круга. После того, как все высказались, подросток коротко рассказывает, что он испытал, когда говорили о нем. Участник высказываются по очереди, но на «горячем стуле» садятся только по желанию.

В обсуждении участники делятся впечатлениями, как измени­лись их чувства по отношению друг к другу после этого упражнения.

Занятие 8.

Я " реальный идеальный; глазами других.

Материалы: Бумага, цветные карандаши.

Ведущий просит участников группы нарисовать себя таким, как есть, таким, каким хотел бы быть, и таким, каким тебя видят другие люди.

В обсуждении участники пытаются ответить на вопро­сы, чем вызваны расхождения в представлениях о том, каким ты хотел бы быть и каким тебя видят другие, с тем, какой ты есть на самом деле. Были бы эти расхождения сильнее, если провести это задание в начале группы, и почему?

Завершение группы. Заключительное слово ведущего. Раздача «телеграмм».


Федеральное казённое образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

«Кунгурский техникум – интернат»

Министерства труда и социального развития

Российской Федерации.

Тренинг общения и межличностные отношения.

(Вариант: администрация, сотрудники техникума)

Педагог - психолог Н. Б. Жесик,

Цель : выработать стратегию общения и умение вести себя в обществе.

Ход .

  1. Погружение .

Я предлагаю вначале встать в круг и ответить на ряд простых вопросов, передавая при этом ниточку клубка.

Сейчас меня, пожалуйста, называйте…

Что я ожидаю от тренинга…

Потяните нити. Что чувствуете? Мы вместе, мы в единой связке. Судьба не дура. Зря людей не сводит.

Передаем клубок в обратном направлении, собирая нить в клубок

Я счастливый человек потому, что…

Я желаю участникам встречи…

2. Правила тренинга.

В тренинге несколько правил, которые помогут в общении:

Оборудование: звезды с правилами игры

Список правил:

1. Внимательно слушать друг друга.

2. Не перебивать говорящего

3. Уважать мнение друг друга

4. Я - высказывание

5. Безоценочность суждений

6. Активность

7. Правило «стоп»

Какие правила хотите добавить? Напишите на звезде, или подарите её товарищу, подруге, другому участнику встречи.

Оборудование: звезды

  1. Упражнение «Моё настроение

Оборудование: шары разного цвета

Какого цвета ваше настроение?

Обоснование:

Красный с тимулирует, снабжает очень сильной, но достаточно грубой энергией. Способствует активности, уверенности, дружелюбию, может провоцировать ярость, гнев. Красный создает ощущение тепла. Кофе кажется горячее в красной чашке, нежели в зеленой.

Предпочтение красного цвета означает уверенность в себе, готовность к действию, заявление о своих силах и возможностях.

Оранжевый цвет способствует хорошему настроению, вызывает ощущение тепла, стремление к движению, активизирует, благоприятно влияет на работоспособность, улучшает физиологические функции. Считается, что оранжевый цвет и его оттенки предпочитают импульсивные и амбициозные, всегда оптимистичные люди.

Желтый цвет , с точки зрения психологов, соответствует сангвиническому темпераменту. Желтый цвет, как и оранжевый, пользуется популярностью у жизнерадостных и подвижных людей, стремящихся к изменениям в жизни, путешествиям. Желтый цвет производит впечатление солнечного освещения, бодрит, вызывает ощущение тепла и света, способствует созданию хорошего настроения, выражает освобождение, облегчение, психологическую способность к раскрытию. Они быстрее других цветов гасят отрицательные эмоции.

Красный, оранжевый и желтый цвета являются цветами экстроверсии т. е. импульса обращенного наружу

Зеленый цвет может иметь множество оттенков, различно влияющих на человека. Мягкие желто-зеленые тона (бриллиантовая зелень) могут стимулировать мыслительную деятельность, укрепляют нервную систему, способствуют релаксации, Желто-зеленый цвет психологически означает раскрытие возможностей, желание на встречи с новым

Чистый зеленый, с точки зрения психологов, - наиболее консервативный цвет. Принято считать, что люди, предпочитающие чистый зеленый, обладают уверенной, твердой манерой держаться, стремятся к стабильности и прочности своего положения в жизни; им свойственны такие качества, как постоянство, настойчивость, сила воли, самоуважение. Человек, предпочитающий зеленый цвет, как утверждают психологи, имеет стабильное чувство самооценки, твердо придерживается своих убеждений, и не приветствует какие-либо внешние и внутренние изменения.

Длительное наблюдение спокойных, нейтральных и мягких оттенков зеленого цвета вызывает устойчивый подъем работоспособности (кратковременное действие зеленого цвета на работоспособность не влияет).

Зеленоватый цвет с лимонным оттенком, по мнению психологов, обычно предпочитают люди, стремящиеся избегать конфликтов, постоянно контролирующие свое поведение и наблюдающие за другими людьми, а также люди, следящие за тем, чтобы не подвергнуться опасной для них критике и не скомпрометировать себя.

Фиолетовый цвет , особенно глубокий и сочный, считается цветом творчества. Считается, что фиолетовые оттенки предпочитают люди, склонные к живописи, а также натуры, нуждающиеся в любви и восхищении.

Однако вкупе с необычайной красотой этот цвет еще и очень "коварен": считается, что яркий фиолетовый влияет на подсознание и настраивает на раздумья, а в больших количествах - способствует меланхолии, расслабляет психику, вызывая утомление.

Фиолетовый цвет относится к наиболее пассивным. Его воздействие приводит к ослаблению и замедлению жизненных процессов, понижению активности, к появлению ощущения угнетенности с оттенком некоторого беспокойства. Даже кратковременное действие фиолетового цвета снижает работоспособность. Фиолетовый цвет с синим оттенком может вызывать ощущение одиночества и самоотрешенности.

Черный это авторитарность. Если мы видим мужчину или женщину в черном, или черную машину, то подсознательно они для нас становятся более весомыми. Наверное, поэтому лимузины богатых и состоятельных господ, которые хотят казаться авторитарными, черного цвета, как и их одежда. Черный цвет обозначает не только авторитетность и весомость, но и агрессивность.

Люди, предпочитающие черный – загадки. Они хотят неосознанно привлечь к себе внимание окружающих, так как черный цвет любопытен, потому что скрывает за собой что-то интересно и страшное. Если вы одеваете только черное, то это может говорить о том, что вам чего-то существенного не хватает в жизни. Таким образом, вы ограждаете себя от неприятной действительности, пытаетесь спрятаться. Лучше выходить из такого состояния. Но делать это надо не спеша, постепенно меняя атрибуты черной одежды, на другие яркие цвета.

Сейчас выберите любой из предложенных цветовых карточек.

Оборудование: красные, желтые, зеленые, синие квадраты

Макс Люшер на основании своей методики выделил четыре основных типа личности, соответствующих красному, синему, зеленому и желтому цвету. Каждый цветотип в данном случае определяется преобладающей манерой поведения данного человека.

"Красный " цветотип стремится к успеху и новым достижениям .

"Синий ", наоборот -к удовлетворению, успокаивающему довольству, гармонии. "Зеленый " цветотип стремится обрести уверенность в собственной значимости, а "желтый" - к беззаботной свободе, новым возможностям, освобождению от каких-либо ограничений и препятствий.

Интересно, что человек вовсе не обязательно должен принадлежать к какому-то одному цветотипу. Наоборот, чем больше цветотипов соединены в одной личности, тем более гармоничной, с точки зрения психологов, она является. Таким образом, в наибольшей гармонии с самим собой и окружающими находится "четырехцветная" личность, то есть человек, сочетающий в себе все перечисленные стремления и ощущения: самоуважение (зеленый), уверенность в своих силах (красный), удовлетворенность (синий), внутренняя свобода (желтый).

  1. Упражнения на сплочение группы

А. Упражнение «Лавата»

Описание упражнения: участники встают в круг и исполняя песню «здороваются» разными частями тела

Дружно танцуем мы тра – та- та

Танец веселый наш это лавата (Плечи, талия, колени, уши, руки)

Б. Упражнение «Поздороваемся»

Описание упражнения

Ведущий предлагает всем поздороваться за руку, но особенным образом.

Здороваться нужно двумя руками с двумя участниками одновременно, при этом отпустить одну руку можно только, когда найдешь того, кто тоже готов поздороваться, т. е. руки не должны оставаться без дела больше секунды. Задача - поздороваться таким образом со всеми участниками группы. Во время игры не должно быть разговоров.

Что почувствовали?

Установление контакта между участниками . Рукопожатие - это символический жест открытости и доброй воли. Немаловажно, что при этом происходит контакт глазами - это способствует возникновению близости и позитивной внутренней установки. То, что действие происходит без слов, повышает концентрацию внимания членов группы и придает действию прелесть новизны.

  1. Разминка.

Упражнение «Поменяйтесь местами»

Описание упражнения

Участники сидят на стульях в кругу. Водящий выходит на середину круга и говорит фразу:

Поменяйтесь местами те, кто...

  1. умеет жарить яичницу;
  2. любит петь;
  3. утром любит подольше поспать;
  4. сидеть допоздна в «Одноклассниках»;
  5. любит водить машину.

В конце называется какой-либо признак или умение. Задача тех, кто обладает данным умением или признаком поменяться местами. Задача ведущего - успеть сесть на любое освободившееся место. Тот, кто не успел сесть, становится новым водящим.

Психологический смысл упражнения.

Разминка, создание условий для того, чтобы лучше узнать друг друга, понять, как много общего, повысить заинтересованность участников друг другом.

Вот видите, как много можно узнать нового и интересного о своем сокурснике за 5 минут

  1. Вступительная беседа с сообщением цели психологической встречи

Вначале вспомним притчу: В одном селе умирал глава большой семьи. Он попросил принести веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый попытался, но хотя все они были сильные люди, ни одному не удалось справиться. Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с легкостью сделали это. Отец сказал: «Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам не страшны. А поодиночке вас легко сломать как эти прутья».

Сегодня на тренинге мы посмотрим, насколько вам удастся действовать вместе и что необходимо делать, чтобы коллектив был сплоченным.

  1. Основные упражнения
  1. Упражнение «Прекрасный сад»

Описание упражнения

Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает спокойно посидеть, можно закрыть глаза

Представить себя цветком.

Каким бы ты был?

Какие листья, стебель, а может быть шипы?

Высокий или низкий?

Яркий или не очень?

А теперь, после того, как все представили это - нарисуйте свой цветок.

Оборудование: бумага, фломастер, ножницы, скатерть, скотч

Вырежьте свой цветок.

Затем все садятся в круг.

Ведущий расстилает внутри круга полотно любой ткани, желательно однотонной, раздает каждому участнику скотч .

Ткань – это поляной сада, которую нужно засадить цветами.

Все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок .

Обсуждение

Полюбуйтесь на «прекрасный сад», запечатлите эту картинку в памяти. Несет картина, что-то положительное?

Что-то заметили на картине?

Эта картина несет в себе, чтобы положительную энергию. Заметитьте, что хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам. Увидеть, в окружении, каких разных, непохожих на цветов растет ваш. Но есть и общее - у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание.

Психологический смысл упражнения

Сама по себе арт-терапия очень мощный инструмент, который используется для психологической коррекции и служит для изучения чувств, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе.

Чему учит это упражнение?

Обобщение.

Позволяет понять и ощутить себя, быть самим собой выразить свободно свои мысли и чувства, а также понять уникальность каждого, увидеть место, которое занимаешь в многообразии этого мира и ощутить себя частью этого прекрасного мира.

  1. Упражнение «По следам великого магеканина» . Оборудование: фишки, следы, скотч, ножницы

Сейчас мы будем путешествовать по следам нашего предка – ВЕЛИКОГО МАГЕКАНИНА. В то время, самым дорогим были люди: войны, женщины, дети и старики. И чтобы повести жителей в дальний путь выбирался ВЕЛИКИЙ из всех МАГИКАН. Право вести команду предоставляется самому опытному и уважаемому вожаку. У каждого из вас цветная фишка, ее вы вручите тому, кому очень доверяете в коллективе. По количеству фишек мы определим ВЕЛИКОГО из МАГИКАН.

Если кто – то сбивается со следа – группа возвращается снова на исходную позицию.

Обсуждение

Почему взяли в связку данного человека и что чувствовали?

  1. Упражнение «Рисунок на спине»

Оборудование: рисунок с изображением дома

Описание упражнения

Участники делятся произвольно на 2 команды и строятся в 2 колонки параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Ведущий рисует какую-нибудь простую картинку и прячет ее. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спин каждого последнего члена команд. Задание - почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает.

Участникам предлагается обсудить в командах ошибки и находки, которые были в процессе упражнения. Сделать выводы, затем, с учетом этих выводов повторить упражнение. При этом первые и последние члены команд меняются местами.

Обсуждение в общем кругу.

Что помогало понимать и передавать ощущения?

Что чувствовали первые и последние члены команд в первом и во втором случае?

Что мешало выполнять упражнение?

Психологический смысл упражнения

Развитие коммуникативных навыков, ответственности, сплоченности внутри команды. Осознать, насколько важно настроиться на понимание другого человека, а также само желание понять другого. Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие и навыков невербального общения.

  1. Упражнение Квадрат .

Постройте весь коллектив в круг, и пусть участники закроют глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат. Обычно сразу начинается балаган, все кричат, предлагая свою стратегию. Через какое-то время выявляется организатор процесса, который фактически строит людей. После того, как квадрат будет построен, не разрешайте открывать глаза. Спросите, все ли уверены, что они стоят в квадрате? Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предложите участникам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Так же можно строиться в другие фигуры.

  1. Упражнение «Крокодил»

Цель: избавиться от ощущения показаться другим людям смешным, нелепым.

Многие люди боятся показаться окружающим смешными, нелепыми. Эта игра предлагается, как средство избавиться от этого опасения. Группа разбивается на две команды. Первая команда загадывает некоторое слово или словосочетание (можно – названия предметов, часто встречающихся в обиходе), вторая – делегирует своего участника (лучше, если добровольно), которому сообщается загаданное слово. Последний должен изобразить это слово только с помощью жестов и мимики, а его команда попытаться понять, что были загадано. Команды участников группы загадывают слова по очереди.

Обсуждение:

Было ли трудно показывать?

Как себя чувствовали?

Какие чувства возникают по окончанию игры?

  1. Игра«Преодолей преграду» Оборудование: шары по количеству участников.

Дорогие участники встречи. Представьте, что шар – это преграда между вами. Нужно разрушить преграду без рук и острых предметов.

Шар находится между участниками

Что помогло вам справиться с заданием?

  1. Упражнение «Найди и коснись меня»

Оборудование: платок

Описание упражнения

Участники игры встают в круг необходимо водящему найти определенного человека. Прикасаясь к нему руками.

Психологический смысл упражнения

Разогревающее упражнение. Развивает сензитивность к окружающим, но при этом активизирует и наблюдательные и аналитические способности. Участники контактируют между собой, обращая внимание на разные аспекты действительности.

Как вам удалось так быстро определить конкретного человека?

  1. Упражнение «Свеча доверия».

Все участники становятся в круг плечо к плечу, руки согнуты в локтях, выставлены вперед. Ладони подняты вверх. Один из участников становится в центр круга. Руки опущены вдоль тела, глаза закрыты. Он расслабленно опускается на руки стоящих. Группа подхватывает его и медленно, аккуратно передает по кругу. В центре должен побывать каждый участник. После упражнения проводится обсуждение.

Какие чувства испытали, когда были свечой?

Рефлексия

Упражнение «Последняя встреча» Музыка.

Встаньте, пожалуйста, в круг, прижмитесь друг к другу, почувствуйте тепло товарища. Закройте глаза, сделайте вдох, выдох. Вспомните, какими вы пришли на встречу, чего ожидали. Вспомните самые неожиданные, трогательные моменты. Подумайте, как бы вы закончили предложение: «После этой встречи я… Откройте глаза и скажите.

Примечание ведущему: к этому моменту нужно зажечь свечу.

Свеча побывает в руках у каждого члена группы

Ведущий протягивает свечу на ладони в центр круга, жестами просит группу подойти ближе и единым выдохом задуть свечу.