Водоемы нашего края.

1.    Орг.момент.

Мы начинаем урок окружающего мира и продолжим изучать раздел «Родной край –часть большой страны.»

Прослушайте стихотворение Трофимовой Н. И.

 

              Край родной! Дышу твоим простором

               Запахом сосны, черемухи лесной

              Слышу пенье птиц, окидываю взором

              Ширь полей и поворот речной

              Филинское- край родной зовется

               Ягодно-грибное, в зелени лесов

               А зимой увидеть доведется

               Утопает в белизне снегов.

 

- О чем это стихотворение?

- Наш край очень красив. Ему посвящали стихи поэты, писали картины художники. О нем мы поведем разговор на уроке.

 

2.    Сообщение темы урока и актуализация знаний.

 

            Сегодня мы отправимся туда,

            Где пресная плещется вода

            Чтобы тему урока узнать,

            Кроссворд нам надо разгадать.

 

- Разгадайте кроссворд и узнайте тему урока.( работа в паре)

-Назовите ключевое слово.

-что такое водоемы? (чтение определения из словаря)

                               Водоем- скопление или хранения воды.

                               Сообщество, т.е. место, где живут взаимосвязано                                                         разнообразные живые существа.

 

-Что мы уже знаем о водоемах? Составим кластер.

 

- На какие 2 группы можно разделить все водоемы?( искусст. и естест.)

-Что относится к естеств.?

-Как называют место, где река берет свое начало?(исток)

-Место впадения реки в другую реку или море, озеро?(устье)

-Что еще имеет река?

-А как мы это узнаем?

 

Тема нашего урока « Водоемы нашего края».

-Для чего нужно изучать эту тему?                    

- Что хотите узнать сегодня на уроке?

 

3.Изучение нового материала.

 

-Посмотрите на картинки. Что общего найдете в их содержании ?(как люди используют водоемы, какое значение они имеют)

Прочитайте статью на с.155.

- Составьте рассказ по опорным словам о значении водоемов.

 

-Прочитайте слова        МОРЕ  ОЗЕРО  ПРУД   РЕКА

Исключите лишнее слово.

-Каким цветом на карте обозначены водоемы?

_У каждой группы карта. Найти водоемы

 

- Нижегородской обл.       Назовите самую известную реку, ее приток. Какое водохранилище есть в нашей обл.? Где оно находится?

 

_ Вачского р-на.             На территории района насчитывают около 50 рек и речушек, 30 озер—Пурешево, Затон, Старица, Цимлян, Юнда.

 

--Окрестностей с. Филинское      Б. Кутра, Ст. Кутра       оз. Карьер, Белое   пр.Коженский, Шишкинский, Шадринка, Совхозный.

 

- Верите ли вы, что воды нашей Кутры плещутся в Каспийском море? Составьте цепочку: ВОЛГА   КУТРА     ОКА   КАСПИЙСКОЕ МОРЕ         

 

             Синей лентой ранним утром

             Вьется мирно речка Кутра.

            Берега в туманной дымке,

             Красота! Как на картинке!

 

- Кто из вас был на Кутре?

- С какой целью вы туда ходили?

- Что вы знаете о ней? Хотите узнать побольше? Прочитайте текст, с помощью специальных значков произведите разметку в пустых клетках.

        - это я знал

    - ---думал иначе

   + -   это для меня новое

   ! -    удивлен

    *-     следует запомнить

 

-Какая информация была знакомой?

- Какую новую информацию получили?

- Что вас удивило в содержании текста?

- Составьте рассказ- описание реки по плану.

                -Чтение стихотворения « Кутра»

 

-Узнаете ли вы это место? Это Карьер.

               Всех красот у нас не счесть.

               Чудо-озеро здесь есть.

                Всем озерам не в пример

               Наше озеро Карьер.

                Ходим к озеру мы часто

                Берега из алебастры

                Голубое, голубое

                А глубокое какое!

 

-Задайте вопросы, которые у вас возникли.

-Послушайте рассказ о озере.

-Кто отдыхал на Карьере?

       

            Физкультминутка.                                                 

      Мы немного отдохнем,

      Встанем, глубоко вздохнем,

      Руки в стороны, вперед.

      Мы на пляже, солнце жжет.

      Побежим скорее на речку

       Окунемся, поплывем.

       Ах! Какая благодать!

       Но и меру надо знать.

      Побежим скорее в класс

     Там послушаем рассказ.

 

-Послушайте историю.

На берегу обмелевшей реки сидят 3 рыбака. Задергался поплавок у одного рыбака, дернул он удочку и выловил старый башмак. Вот как!

  Задергался поплавок у другого рыбака. Выловил он коробку из под сока. Вот это да!

  Тут и третьего клевать стало- выловил он маленькую рыбку. Решил он отпустить ее . но тут взмолилась рыбка человеческим голосом: « Не отпускай меня в речку. Лучше кинь в аквариум с чистой водой. Моченьки больше нет жить в этой речке.»  

Вопрос: почему рыбка не захотела остаться в речке?

- что является причиной загрязнения водоемов?

 

ФАБРИКИ И ЗАВОДЫ (загрязнения фабрикой)

С.ХОЗПРЕДПРИЯТИЯ (удобрения)

ТРАНСПОРТ(велосипеды)

МУСОР

 

Последствия: высыхают речки, исчезают растения и животные, уменьшается кол-во пресной воды.

-что вы можете предложить по охране водоемов?(ПРАВИЛА)

 

-Только от нас и наших действий зависит то , какие увидят эти прекрасные реки и озера последующие поколения. Эта тема неисчерпаема. Разговор не закончен. Об этом мы будем говорить и дальше.

                         Итог урока.

         Мимо разных дворов и крылечек

         Где-то рядышком и вдалеке

         Вьется множество маленьких речек,

         Чтобы слиться в огромной реке.

          Вьются речки, сливаясь в колечки.

          Путь- дорога у них нелегка

         Если высохнут малые речки,

          Обмелеет большая река.

  Пусть на земле не умирают реки

   И стороной обходит их беда.

   Пусть чистотой останется в них навеки,

   Студеная и чистая вода.

   Пусть никогда не зарастает тиной

   Тот берег, на котором я стою.

   Большие дяди, взрослые мужчины,

   Храните, речку светлую мою.               

 

4.Итог урока.                                                   

 

-Наш урок подошел к концу. Подведем итог нашей работы.                                                  

- Выполнили ли мы с вами поставленные задачи нашего урока?

-Какие открытия вы сегодня сделали?

-Что заставило задуматься?

- О чем хотели узнать более подробно?

- Составьте СИНКВЕЙН по теме урока.

 

                  1.Водоемы                                                           

2.Искусственные естественные

3.Питают украшают используют

     4.Водоемы нужно всегда охранять.

5.Водоемы- жизнь.

 

Д.з.   нарисовать запрещающие знаки.

          Рассказать о значении водоемов, охране

 

          Рассказать о Кутре от имени реки.