Ткани родом из природы: натуральный шёлк. История шелка В каком году был изобретен шелк


Китай, среди всего прочего, подарил миру шелк – уникальный материал, очень прочный, приятный на ощупь, поддерживающий комфортную температуру. Известно, что шелк – это продукт жизнедеятельности тутового шелкопряда, который свивает вокруг себя прочный кокон. Но кто же первым, или первой, догадался расплести этот кокон и свить нить, а затем выткать ткань? Археологические данные свидетельствуют, что, возможно, уже в поздненеолитической культуре Луншань (1-ая половина II тыс. до н.э.) и даже раньше знали технологию производства шелка. В народе же появилось немало легенд, рассказывающих о появлении и распространении шелка.

Наиболее известная из них связывает появление шелководства с именем Лэй-цзу, старшей жены мифического императора Хуанди, который правил Поднебесной с 2698 по 2598 г. до н. э. Однажды молодая женщина пила чай в саду, под тутовым деревом, когда в чашку случайно упало несколько коконов шелкопряда. Она стала их вынимать, и коконы стали разматываться в длинную нить. Тогда Лэй-цзу стала срывать остальные коконы, висевшие на дереве и разматывать их. Из полученных нитей она выткала ткань и сшила одежду своему супругу. Хуанди, узнав об этом открытии, усовершенствовал методы разведения шелкопрядов и производства шелка. Так появилось шелководство и шелкоткачество.

Благодаря своему открытию Лэй-цзу также стали именовать Силин-чи – Владычицей шелкового червя и она стала считаться богиней-покровительницей шелководства. До сих пор в начале апреля в провинции Чжэцзян проводятся празднества в честь Лэй-цзу.

Согласно другой легенде, наиболее фантастичной, некогда жили отец с дочерью, и у них был волшебный конь, который не только мог летать в небесах, но и понимал человеческий язык. Однажды отец ушел по своим делам и пропал. Тогда его дочь дала клятву: если конь сможет найти ее отца, то она выйдет замуж за этого коня. Конь нашел отца, и они вместе вернулись домой. Однако когда отец узнал об этой клятве, он был шокирован, и чтобы не допустить этого брака, убил ни в чем не повинную лошадь. Но когда они стали свежевать тушу, кожа коня неожиданно подхватила девушку и унесла прочь. Они летели и летели, и, наконец, опустились на тутовое дерево. И в тот момент, когда девушка коснулась ветвей, она превратилась в шелкопряда. Она выпускала из себя длинные и тонкие нити, которые выражали ее чувство разлуки с любимым конем.

Еще одна легенда гласит, что женщины Древнего Китая совершенно случайно обнаружили шелк. Они собирали плоды с деревьев и наткнулись на странные фрукты белого цвета, слишком твердые для еды. Тогда они стали варить их, чтобы размягчить, но они едва ли годились для еды. В конце концов, женщины потеряли терпение и стали бить их толстыми палками. И тут-то и были открыты шелк и шелкопряды. Оказалось, что белый фрукт был не чем иным, как коконом тутового шелкопряда!

Долгие века Китай под страхом смертной казни хранил секрет производства шелка. И все-таки он стал известен за рубежами страны. На этот счет тоже существует несколько легенд.

Это случилось в 440 г. Китайская принцесса была помолвлена с принцем Хотана. И ее жених пожелал, чтобы принцесса привезла с собой семена тутового дерева и личинки шелкопряда. По другой версии, сама принцесса пожелала привезти их на свою новую родину. Как бы то ни было, но она спрятала семена и личинки в своей пышной прическе и вывезла их за пределы Китая. А оттуда уже секрет производства шелка распространился по ойкумене.

Согласно другой полулегенде-полуистории, секрет разгласили два несторианских монаха, которые около 550 г. вывезли личинки шелкопряда и семена тутового дерева в своих полых бамбуковых посохах в Византию.

Таким образом, Китай лишился монополии на производство шелка.

Споры о том, когда был начат процесс производства шелка, продолжаются по сей день. Однако находки археологов в Китае уже, собственно, могли бы поставить точку в этом вопросе - фрагменты ткани, обнаруженные в 1958 г. в провинции Шаньдун, на востоке Китая, являются древнейшими в мире дошедшими до нас шелковыми изделиями. Сейчас шелк называют «королем тканей» и изготавливают его во множестве разновидностей, а самый ценный и дорогой - натуральный материал, неразрывно связан с историей и культурой Поднебесной империи.

Легенда о жене императора

Производство шелка в Китае насчитывает более 6 тысяч лет. История этой великолепной ткани овеяна легендами. Согласно одной из них, супруга Желтого императора Хуанди сидела под тутовником и пила чай, когда в ее чашку упал белый шарик - кокон. Женщина любила созерцать различные явления и увидела, как из пушистого шарика появляется крепкая белая нить. Намотав нить на палец, жена императора поняла, можно использовать для создания ткани. По ее приказу шелкопрядов стали выращивать специально.

Позднее в Китае был изобретен примитивный ткацкий станок, после чего производство шелка в древнем Китае в эпоху в XVI веке до н. э. достигло высочайшего уровня.

Под страхом смертной казни: секрет производства китайских ткачей

Свое искусство китайские мастера хранили в глубокой тайне на протяжении более чем тысячи лет. Секрет производства шелка в древнем мире был засекречен очень строго - в истории человечества это была одна из самых охраняемых «бизнес-тайн». Запрет на вывоз личинок шелкопряда, коконов, семян тутового дерева действовал под страхом смертной казни.

Хотя в те далекие времена имели право одеваться в шелковые наряды только императоры и знать, культура шелководства и шелкопрядения быстро распространилась по всей Поднебесной, материю покупали и представители среднего сословия, и бедняки.

Изящные полотна и наряды славились превосходным качеством и тонкой работой. Но ни запреты, ни казни не могли остановить продвижение шелка в другие страны.

Великий Шелковый путь

Шелковые товары стали важной составляющей внешней торговли Китайской империи. Ценная ткань была привезена в Европу благодаря Шелковому пути. Товары везли по горам и пустыням, на верблюдах и мулах, и никакие преграды не могли остановить тяжело навьюченные караваны - ценный груз сулил немалую прибыль.

Великий Шелковый путь пролегал через Азию и Европу, связывая жизнь и быт различных народов. Он начинался в долине реки Хуанхэ, проходил через западную часть Великой Китайской стены до озера Иссык-Куль. Далее путь разветвлялся в северном и южном направлениях: на юг дорога вела в Фергану, Самарканд, Ирак, Иран, Сирию и к Средиземному морю, а северное расходилось на два отрезка - один шел в Среднюю Азию, а второй по нижнему течению реки Сырдарьи в и, огибая северо-восток Черного моря, в Европу. Общая протяженность Великого Шелкового пути составляла более 7 тысяч километров.

Так производство шелка появилось в Корее, затем в Японии, Индии, и, наконец, в европейских странах и Римской империи. На протяжении веков Шелковый путь представлял собой настоящую идею глобальной торговли в действии. Торговые маршруты Шелкового пути создавались в течение тысяч лет. «Один пояс, одна дорога» - эта идея современна и в настоящее время: в XXI веке возрождается политика Китая по оживлению Шелкового пути с инвестициями в дороги, высокоскоростные рельсы и порты, что обеспечивает эффективность производственных баз на широком региональном поясе.

О Великом Шелковом пути можно узнать в самом большом в мире музее шелка в Ханчжоу. Здесь хранится огромное количество уникальных изделий и фрагментов старинных полотен различных династий и эпох.

Особенности производства натурального шелка

Хотя производство шелка в древнем Китае было строжайше засекречено, по легенде римским монахам удалось тайно вывезти коконы шелкопряда в столицу Византийской империи Константинополь. Именно с тех пор в императорском дворце устроили червоводню (помещение для разведения гусениц и установили мотальные машины. Изделия имели баснословную цену - и это объясняется сложностью и многоэтапностью процесса получения нитей и затем готовой ткани.

Разведение шелкопрядов и производство натурального шелка требует большого внимания, кропотливого труда и тщательного контроля.

Основные этапы производства

Если описать производство шелка кратко, получится следующий процесс. Бабочки шелкопряда в течение своей жизни, которая длится от 4 до 6 дней, откладывают около 500 яиц. Личинок кормят листьями тутового дерева, они имеют огромный аппетит, их вес быстро увеличивается. Выросшие личинки-гусеницы окружают себя веществом, которое вырабатывается их особыми железами. Вначале выделяются две тонкие шелковины, застывающие на воздухе. Вскоре вокруг гусеницы образуется густая нитяная сеть. Соорудив каркас кокона, гусеница перемещается в его центр, формируя постепенно кокон - белый пушистый шарик.

Спустя 8-9 дней личинок уничтожают, а коконы опускают в горячую воду, чтобы получить нити. Их длина может составлять от 400 до 1000 метров и толщиной 10-12 микрон. Несколько скрученных нитей шелкопряда - это сырец. Далее получившиеся нити превращают в ткань. Трудоемкость получения ткани значительна: на женский халат уходит около 630 коконов.

Дальнейшее развитие китайской технологии

Полученную нить нужно было намотать на шпулю. Первые шелкокрутильные колеса изобрели еще во время династии Мин. В XVIII столетии в мастера изготовили станки, в которых колесо приводилось в движение ногами, что увеличило производительность труда.

Затем был создан станок для изготовления многоцветной крупноузорной ткани, что послужило дальнейшему развитию технологии. Китайский шелковый промысел был гораздо совершенне европейского - первый станок, ткавший шелковые ленты, появился в Германии лишь в XVI в. Спрос на шелковые ткани рос как внутри Поднебесной, так и по всему миру. В дальнейшем совершенствовалась механизация производства шелка - история этой ткани переплетена с достижениями ткацкой инженерной мысли.

Шелкопрядение и ткачество: история и современность

В период индустриализации XIX века произошел упадок европейской шелковой промышленности. Второй после Китая «шелковой империей» стала Япония. Дешевый японский шелк, особенно благодаря открытию Суэцкого канала, был одним из многих факторов снижения общей его стоимости. Кроме того, появление искусственных волокон стало доминировать в изготовлении таких изделий, как чулки и парашюты.

Две мировые войны прервали поставки сырья из Японии, и европейская шелковая промышленность оказалась в застое. Но в начале 50-х годов ХХ столетия производство шелка в Японии было восстановлено, улучшилось качество сырого материала. Япония наряду с Китаем оставалась одним из ведущих в мире производителей шелка-сырца и практически единственным крупным экспортером до 1970-х годов.

Китай постепенно переосмыслил свою позицию мирового лидера в производстве шелка и экспортера пряжи-сырца, доказывая, что история шелка следует своим собственным принципам бумеранга. Сегодня в мире производится около 125 тысяч тонн шелка. Почти две трети этой продукции поставляет Китай. Другие крупные производители - Индия, Япония, Корея, Таиланд, Вьетнам, Узбекистан и Бразилия. Соединенные Штаты Америки являются крупнейшим импортером шелковых изделий.

Свойства натуральной ткани

Изделия из натурального шелка должны быть блестящими и нежными, а их цвет - равномерным. Лучше всего покупать шелк в Китае - в Сучжоу, Ханчжоу и Шанхае: по всему миру предприимчивые коммерсанты устраивают шелковые туры в эту страну.

Покупая изделия из натурального шелка, следует учитывать:

  • изделия из шелка требуют ручной стирки;
  • пятна на изделиях из шелка нужно быстро застирать в холодной воде с мягкими моющими средствами;
  • после стирки необходимо тщательное полоскание изделия и деликатная сушка;
  • гладить одежду из шелка следует при низкой температуре (она маркируется на утюгах специально);
  • изысканные изделия или имеющие многоцветный принт лучше отдавать в химчистку;
  • хранить изделия лучше всего в чехле (но не пластиковом) и подальше от прямых солнечных лучей.

Соблюдение этих несложных советов поможет надолго сохранить яркие нарядные изделия и предметы гардероба, подаренные самой природой.

Искусственный шелк: особенности и отличия

В конце XIX века впервые появился искусственный шёлк, производство его было налажено из целлюлозного волокна. Ткань получила название вискоза .

Искусственные и синтетические виды шёлковых тканей имеют уникальный блеск, они гладки и прочны. Как же отличить искусственную ткань от натуральной? Ведь зачастую на рынке можно приобрести подделку по высокой цене.

Вот несколько советов, на что обращать внимание при выборе ткани:

  • натуральный материал на ощупь нежный и теплый, в отличие от искусственного, прохладного и менее мягкого;
  • натуральное полотно мало мнется, искусственное мнется сильнее;
  • натуральные ткани слегка блестят и переливаются, искусственные - имеют резкий блеск;
  • оборванный конец искусственной нити похож на кисточку с распушенными волокнами, а натуральной - на пучок из отдельных мини-волокон;
  • мокрая нить искусственного шелка рвется легче, чем сухая;
  • способ горения нити не всегда можно применить, но он самый достоверный: натуральная нить спекается в плотный комок, быстро гаснет и пахнет горелым волосом, а искусственная догорает до конца, издавая запах горелой синтетики;
  • искусственные полотна не усаживаются, в отличие от натуральных;
  • искусственный шелк практически не выгорает на солнце, а натуральные ткани со временем теряют цвет и блекнут.

Шелк можно назвать уникальным продуктом, который дошел до нас из древности, не потеряв красоты и востребованности. Модные дома всего мира - Дольче и Габбана, Валентино и другие создают коллекции на основе натурального шелка, радуя утонченных ценителей истинной красоты новыми гранями качества этого материала - дара природы человеку-мастеру.

Шёлк - мягкая ткань из нитей, добываемых из кокона тутового шелкопряда. Изначально шёлк происходил из Китая и был важным торговым товаром, который доставлялся в Европу по Шёлковому пути.

В Китае было под страхом смертной казни запрещено вывозить гусениц шелкопряда или их личинки за пределы страны. В 555 году двум монахам однако удалось вывезти несколько личинок к византийскому царю. Из этих личинок и благодаря знаниям, обретённым ими в Китае о разведении шелкопрядов, производство шёлка стало возможным и вне Китая.

Шелк - этимология

То, что искусство изготовления шелка было открыто в Китае, возможно, не является случайностью, так как шелкопряд, дающий наилучшее волокно, питается листьями белой шелковицы, родина которой Китай. Согласно древним китайским легендам шелк (ssu – шелк на китайском, sheshi - на иврите) был случайно открыт первой женой китайского императора Хуанг-Ти (правил 2698 – 2598 г.г. до нашей эры), после чего жену императора возвели в ранг Богини Шелка. Археологические находки заставляют предположить, что на самом деле в некоторых регионах Китая шелк был известен примерно за тысячу лет до Хуанг-Ти.

Сначала из шелка в Китае шили в основном одежду для правителей, и только позже изделия из шелка стали доступны средним слоям населения. Одежда из шелка отличалась в выгодную сторону от существовавших в то время грубых хлопчатобумажных изделий по многим параметрам: мягкость, воздухопроницаемость, влагопроницаемость, защита от жары и холода, и, возможно, известные в те годы антисептические свойства шелковых тканей. Поэтому заморские правители, не смотря на баснословные цены, немедленно переходили на шелковый гардероб, как только у них появлялся доступ к шелку.

Когда финансовые выгоды от торговли шелком с иностранцами стали очевидны, китайский императорский дом монополизировал изготовление шелка, и стал торговать им с другими странами; насколько выгодно было торговать шелком видно из того, что были периоды в Китае, когда шелк приобретал статус валюты. Китайские императоры строго контролировали сохранение коммерческой тайны изготовления шелка – под страхом смертной казни никто не имел права разглашать секреты шелкового бизнеса. Ноу-хау охранялось так строго, что в античном Средиземноморье, куда шелк стал поступать из Китая в незапамятные времена, никто не знал технологии изготовления шелка. Долгое время в Средиземноморье считалось, что шелковая пряжа растет на листьях какого-то особенного дерева; однако, приблизительно во времена Плиния средиземноморцы узнали о шелкопряде, хотя в скандинавских источниках 12 века все еще упоминались серы, которые счесывают пряжу с листьев и продают ее в других странах для изготовления тканей.

Известно, что в Средней Азии китайский шелк появился в первом тысячелетии до нашей эры; в Египте о шелке знали уже в 11 веке до нашей эры, - именно этим периодом датируется одна из египетских мумий женщины, в волосах которой был найден лоскут шелковой ткани, а о времени начала торговли шелком в Средиземноморье данных нет, хотя Дж. Томсон (История древней географии, стр. 61) упоминает, что куски шелковой ткани были обнаружены в доисторических слоях при раскопках Трои; в сакских курганах долины Пазырнак в Горном Алтае советские археологи обнаружили китайские шелковые ткани 5-6 веков до нашей эры (По следам древних культур, редактор Г. Б. Федоров, стр. 136), сохранившиеся благодаря условиям вечной мерзлоты. Предполагается, что в Индии шелк получил широкое распространение во время правления в Китае династии Хан (206 век до нашей эры – 220 век нашей эры); именно во втором веке до нашей эры китайские купцы открыли широкомасштабную торговлю шелком с Индией. Считается, что индийцы стали посредниками между китайцами и средиземноморцами в торговле шелковыми тканями.

Итак, у нас есть информация о городе купцов Суроже/Сугде, через который славяне торговали с Грецией и Италией, есть информация о согдийцах/сугдийцах в Средней Азии, которые контролировали большой участок Шелкового Пути, по которому в Европу доставлялся китайский шелк. Вдобавок к этому, вот как этимологию английского слова шелк, silk, подает Оксфордский словарь английского языка:

  1. Silk, n. and a. Forms: a. sioloc, seolc, seohic, seolc, seolk (solk), seolke; selc, selk(e, silk, silke; sylk(e, sylcke. Стапроиндоевропейское sioloc, seoloc, etc (раннее *siluc) муж., отличается по форме и роду в старонорвежском и исландском silki (норвежское, шведское и датское *siluc), не обнаруживается в других германских языках, но находим в старославянском шелк. Предполагают, что происходит от латинского sericus или греческого??????? шелковый. Серы (Seres, ?????), восточный народ (возможно китайцы), который импортировал шелк. Переход Р в Л вероятно произошел в некоторых языках, от которых это слово перешло в славянские языки.
  2. Seric. Лат. Sericus (1) принадлежащий серам, (2) сделанный из шелка.
  3. Seres. Лат. Seres (греч. ?????), откуда sericum – шелк. Название народа встарь населяющего какую-то часть Восточной Азии (возможно Китай), из чьей страны, как полагали, произошел шелк. Откуда: Серийская шерсть, шелк.
  4. Serian. Серийский червь, тутовый шелкопряд.
  5. Serge. Варианты: Sarge, surge, searge, sierge, serg, sharge, serge. Старофранцузский Serge, sarge (современныйфранцузский serge) = serga, sargua, португальский, каталанский sarja, испанский sarga, румынский sarica - латинский *sarica = классическийлатинский serica (lana). Из французского слово перешло в другие тевтонские языки: немецкий sarsche, датский sargie, sars, шведский sarge, sars. Вероятно так первоначально называли шелк, хотя в ранне английском нет тому доказательств. Но названия тканей часто используют для наименования более дешевых и грубых тканей, чем те, от которых произошло их название.

Шерстяная ткань, свойства которой вероятно значительно отличались в разные периоды. До 16 века так в основном называли ткани для портьер, покрывал и т. д.; после 16 века так называли ткани, из которых шили одежду для менее состоятельных слоев населения (мужчин и женщин), вероятно, по причине износостойкости, а не цены, которая повидимому, была не столь и мала. Теперь так называют очень прочную переплетенную по диагонали камвольную ткань, или ткань на основе гребенной шерсти, которую часто используют для изготовления одежды и для других целей.

Получается, что древние греки и итальянцы словом sericus, ???????, шелковый называли шелковые ткани, а сам шелк называли сересская шерсть, по имени некоего восточно-азиатского народа серес/серы, который, как предполагают историки, был китайским народом (точно также, в западной Европе изделия из фарфора называют просто Сhina, что буквально в переводе означает Китай, так как именно из Китая фарфор «пришел» в Европу, а в средние века на Руси цини назывался вид ткани, китайская материя); эти древнегреческие и древнелатинские слова и считают предками слова шелк в современных европейских языках (любопытно, что одна из германских форм слова шелк, а именно sarsche, передает в транскрипции звук Ж). Предполагается, что французы первые заимствовали слово seric у итальянцев, откуда это слово попало в германские и славянские языки, где в английском слово serge первоначально означало только шелк, а затем стало означать вообще тканный материал, а у славян саржа означало шелк (М. Фасмер); позже Р заменилось на Л, и появилась современная форма слова шелк, silk(точно также в старину название города Амстердам писали то через Р, то через Л – Амстелдам). В корейском языке шелк это sir, что тоже очень близко древнегреческой и древнелатинской формам.

Скорее всего серами древние греки называли торговцев китайским шелком, но толкователями терминов позднего времени была выдвинута гипотеза, что серами греки и латины называли китайцев, привозящих шелк из Китая. Наверное, серы, они же сурожцы, они же согдийцы, суть один и тот же народ, который был посредником между Китаем и Средиземноморьем в торговле шелком, от имени которого и сам шелк в Европе начали называть серге/саржа. Наличие же двух форм этого слова – серес и серже, предполагает, что этноним серы является сокращенной или видоизмененной формой этнонима, в последнем слоге которого присутствовал звук К/Г/Ж.

Возможно, что сарга, которое в русском языке означает серое домашнее сукно, а также саржа, что означает в русском языке способ переплетения нитей в ткани, украинское сердак, означающее суконное платье у галичан, черкасин это хлопчатобумажная серая ткань, а черкеска это тип верхней одежды на украинском, карельское sarga и финское sarka, означающие грубую шерстяную ткань, эстонское сарак, означающее рубаха, эрзянское саржа, означающее хлопчатобумажную или шелковую ткань и суре, означающее нить, а также сермяга, означающее просто грубую ткань, чувашское сара, означающее женский набедренник, башкирское сергетыш, означающее войлочный потник, мокшанское серьгат, означающее шерстяные обмотки, производные от слова, первоначально означавшего только шелк, но затем используемого для обозначения просто ткани или разных изделий из любой ткани. У индийских женщин словом sari, sarhi называется одеяние, сделанное в виде длинного яркого, обычно шелкового отрезка ткани, да и сама ткань, из которого делают сархи, называется также – сари, или сархи; саргон\сарунг это национальная одежда у индонезийцев; в аккадском sirijam это жилет, камзол, а древние евреи при молитве облачались в белые льняные длинные рубахи, которые назывались саргенесс; у древних греков это верхнее платье, это одеяние, рубище, это длинное льняное платье (последний термин египетского происхождения). По поводу славянского сарафан, сорочка, старославянского срака (имеется в виду старославянское произношение слова сорочка), английского и скандинавского sark, малазийского sarong, означающих приблизительно одно и то же - этимологи окончательно не определились, хотя ответ очевиден. Также и шарпан означает кусок ткани, который женщины носят на затылке (чувашия), сорпан – женский платок у черемисов и мари, а у казахов sarpai это почетная одежда. Интересно, что в некоторых древнерусских летописях шелковые ткани называют дараги, дороги, что считают заимствованным из татарского или киргизского, в которых слово darai означает тяжелую шелковую ткань, а в чувашском taraj означает просто шелк – вероятно в этих примерах С превратилось в Т и Д, так же как и в словах из украинского языка кирея (длинная суконная верхняя одежда) и кир-китайка (род ткани), С превратилось в К.

Любопытно, что следующая швейная терминология не только одинакова в современных языках и санскрите, но и созвучна европейскому слову шелк. Санскритское sivana, означающее шитье, шов, означающее ткачиха и siv, означающее шить, и сиван, что означает шитье на языке хинди, очень близко греческому?????, славянскому шить, шов, английскому sew (sartor – портной), шведскому sy и датскому sye; санскритское siri, означающее женщина-ткачиха, очень напоминает славянское швея и английское sewer; санскритское sutra, означающее шнурок, нить, похоже на славянское шнурок, английское thread, нить; вероятно, сюда же относится и аккадское sake, кравчий и subatu, означающее одежда, ткань. Слово Sarj в санскрите имеет два различных круга значений: 1)течь, лить; 2)ткать, плести, вить, что близко английскому sewer, - 1)швец; 2)сток, сточная канава.

Контекстуально в круг швейной терминологии входят и слова шерсть и лен, появление которых восходит вероятно к временам индоевропейской общности. Общеславянскому волна (которому возможно родственны волокно, волос), означающему шерсть, родственны санскритские vala (волос) и vellana (волнение), английское wool, староверхнегерманское wolla, германское wol, шведское ull, датское uld, литовское и латышское vilna, латинское lana, греческое?????, староверхненемецкое wolla, уэльское gwlan, ирландское olann, латинское vellus, санскритское urna. Общеславянскому лен (которому возможно близки линь, веревка и линия) родственны латинское linum, греческое?????, литовское linai, латышское lini, готское lein, ирландское lin; а также слово нить, линия - английское line, староверхненемецкое lina, французское ligne, датское linie. Слово веревка, вервь тоже имеет своих далеких родственников в других языках: rope в английском, virve в литовском и латышском, reip в норвежском, rep в шведском, reb в датском, varatra в санскрите.

Средняя общеобразовательная школа №70

РЕФЕРАТ ПО ГЕОГРАФИЯ

«История шелка»

Выполнил:

Учащийся 10 В класса

Авдеева А.Г.

Казань 2011 год


Легенда о Шелке

Шелк - это прочная, мягкая нить не растительного и не животного происхождения. Эту нить вырабатывает гусеница тутового шелкопряда непосредственно перед окукливанием.

Как рассказывает старинная китайская легенда, искусством изготовления шелка Кита обязан жене Жёлтого императора, мифического основателя китайского государства, потому что именно она научила свой народ разводить гусениц и ткать ткань. На самом деле самый древний кокон шелкопряда был найден в неолитическом поселении северной провинции Шаньси (около 2200-1700 гг. до н.э.), а первые фрагменты шелковой ткани в одной из гробниц южного Китая, времен Борющихся царств (475-221 гг. до н.э.). Много столетий никому за пределами Китая не удавалось овладеть технологией производства шелка, так как за разглашение тайны полагалась смерть. Огромные усилия были потрачены на то, чтобы выведать этот секрет. Хорошо известно предание как производство шелка возникло в Хотане. Местный правитель никак не мог заполучить исходные данные и способ изготовления вожделенного материала. Тогда по совету своего министра Юйчи Му он решил схитрить и посватался к китайской принцессе. Когда предложение было принято, посланец хотанского правителя шепнул принцессе, что на родине ее супруга много превосходного нефрита, но нет изысканного шелка и, если она хочет носить такую же красивую одежду, как и до свадьбы, ей следует привезти с собой яйца шелковичных червей и семена тутового дерева. Все что требовалось, девушка привезла в Хотан, спрятав яйца в замысловатой прическе, а семена среди мешочков с травами и снадобьями. Предприимчивая принцесса мыслила значительно масштабнее своего жениха и прихватила с собой под видом домашней прислуги специалистов по разведению шелкопряда, разведению тутовых деревьев и ткачеству.

Согласно другой легенде, в 550 году византийский император Юстиниан I уговорил двух персидских монахов привезти ему из Китая драгоценные яйца шелкопряда. Монахи спрятали их в пустотелой бамбуковой палке. Так ли все случилось или иначе - мы не беремся утверждать. Бесспорно одно - веками тщательно охраняемая тайна была раскрыта.

История Шелка

Родиной натурального шелка, как и многих других прекрасных вещей – фарфора, чайной церемонии и искусства каллиграфии, является древний Китай. И две тысячи лет назад, когда европейцы носили еще грубые льняные ткани, чаше неокрашенные и небеленые, китайцы уже щеголяли в одеждах из нежного натурального шелка.

Впервые шелк появился еще в Древнем Китае примерно в V веке до н.э. на берегах Великой Желтой реки. Секрет выращивания тутового шелкопряда привезла с собой первая жена Желтого Императора Лэй Цзу. Именно она, по преданиям, научила людей разводить шелковичных червей и распутывать коконы и тем самым обеспечивать себя одеждой. Лэй Цзу считают основательницей шелководства.

Уже 2500-2800 лет назад шелковое производство было очень развито. А в 475-221 гг до н.э шелк стал доступен широким массам населения, технология его производства распространилась повсеместно, повысилась производительность шелководства, а также качество получаемой ткани.

Иностранцы, посещавшие Китай, были поражены красотой шелковой ткани и на протяжении долгих лет изыскивали разнообразные способы выведать у китайцев секрет изготовления шелка. Но технология выведения шелковичного червя, как и непосредственно изготовление самой элитной ткани, тщательно скрывалась. Хотя свои чудесные шелка китайцы с удовольствием отправляли целыми караванами на запад, где и продавали по цене золота. Позволить себе купить шелк могли только монархи, да и то не все. Это была элитная ткань, только для избранных. Но господство китайского шелка длилось не долго.

Как старательно ни скрывали китайцы свой «шелковый секрет», хитрость и изворотливость византийских монахов проложила шелку дорогу в большой мир. Видимо за очень большую мзду, они узнали о секрете получения шелковой ткани и, несмотря на тщательнейший таможенный досмотр всех выезжающих из Китая иностранцев, монахи изловчились и спрятали в своих полых, заранее выдолбленных посохах, яйца тутового шелкопряда. В Константинополь яйца прибыли в целости и сохранности. И уже к XVIII веку вся Западная Европа производила собственный натуральный шелк.

Производство Шелка

Шёлк производится из нитей и волокон, образующих кокон мотылька-шелкопряда. Дикий шёлкопряд водится во многих странах мира, но много сотен лет назад именно китайцы открыли особые свойства тонкой шёлковой нити, производимой этим насекомым. Гусеницы культивированного шелкопряда - Bombyx mori - вырабатывают нить округлого сечения, более гладкую и тонкую, чем нить других шелкопрядов, что облегчает процесс разматывания нити и дальнейшей её переработки в прочную ткань. Самка мотылька шелкопряда откладывает 400-500 крошечных яиц. Поздней осенью из яиц начинает появляться новое поколение производителей шёлка. Эти крошечные шелкопряды, размером не более 2 мм, питаются исключительно листьями тутового дерева и быстро развиваются в течении последующих четырёх-пяти недель, за это время они до четырёх раз сбрасывают старую оболочку. Когда взрослая гусеница достигает 7.5-10 сантиметров в длину, она перестает питаться и начинает прясть кокон. Ей может понадобиться до двух километров шёлковой нити. Внутри кокона взрослая гусеница постепенно трансформируется в куколку, и примерно через 10 дней, когда её метаморфоза завершена, на свет появляется новый мотылёк шелкопряда.

Шелковые коконы, используемые для производства тканей, собираются до того, как мотылек покинет своё убежище. Они обрабатываются на горячей воздушной бане, которая убивает куколку, находящуюся в коконе. Это не даёт мотыльку шелкопряда во время выхода наружу разрушить шелковые волокна и позволяет размотать непрерывную шелковую нить. Затем коконы помещают в кипящую воду, чтобы размягчить серицин, или белковый клей, которым шёлковые нити скрепляются вместе, образуя плотный покров. Когда коконы плавают на поверхности воды, их чешут щёткой, чтобы освободить концы нитей. Затем нити распутывают и наматывают на катушки или сматывают в мотки. На этом этапе шелк называется сырцом, он имеет цвет слоновой кости. Для получения одного килограмма сырца требуется около 45000 коконов. После того, как из волокон шелка спряли непрерывные нити, их можно свивать или скручивать вместе, чтобы получить достаточно прочную шелковую пряжу.

Разнообразие и качество шелковых нитей обусловлено родом насекомого и листьев растения, которым оно питается. Тутовый шелкопряд вырабатывает волокно для тафты, атласа, сатина, органзы, шифона. Ткани, обладающие более «грубой» фактурой - тассар, эри, мага, - изготавливают из волокон «индийских» гусениц, вскормленных листьями дуба, клещевины и дерева польянтас. Тутовый шелкопряд - самое распространенное насекомое-производитель на Земле.

Качество натурального шелка во многом зависит от того, каким кормом питается тутовый шелкопряд, каким способом разматываются и обрабатываются нити. Однако, структура и внешний вид шелковых тканей зависят еще и от вида переплетения нитей. При полотняном переплетении, шелковые ткани получаются ровными и гладкими. Саржевое плетение позволяет получить натуральный шелк с «рубчиками и канавками». С помощью атласного переплетения шелк приобретает особую мягкость и матово блестящую лицевую поверхность. Но самый шикарные элитные шелка получаются, когда шелковая ткань изготавливается с помощью жаккардового плетения – мягко переливающийся, ласкающий тело роскошно-нежный шелк, узоры на котором под разными углами падения света меняют оттенки и цвета.

Не смотря на то, что шелк очень капризен и требователен в бытовом отношении, так как не любит воду, не любит утюг, сильно подвержен нападению моли, но ничто не может сравниться его ласкающей нежностью, струящейся грацией и сексуальностью.

натуральный шелк нить


Список Литературы

1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Шёлк

2. http://www.d-silk.ru/silk/history/

3. "История средних веков", Пономарев М.В., Абрамов А.В.

4. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая "История древнего мира"

Шёлк – мягкая ткань из нитей, добываемых из кокона тутового шелкопряда. Изначально шёлк происходил из Китая и был важным товаром, который доставлялся в Европу по Шёлковому пути. Толщина волокна – 20–30 микрометров. Длина шёлковой нити (шелковины) из одного кокона достигает 400–1500 м. Нить имеет треугольное сечение и, подобно призме, преломляет свет, что вызывает красивое переливание и блеск.

В настоящее время крупнейшим производителем шёлка является Китай (около 50 % всего мирового производства). Индия производит около 15 % мирового шёлка, за ней следуют Узбекистан (около 3 %) и Бразилия (около 2,5 %). Значимыми производителями также являются Иран, Таиланд и Вьетнам.

История

Легенды о появлении шелка в Китае

Шелк – продукт жизнедеятельности тутового шелкопряда, свивающего вокруг себя прочный кокон. Но кто же первым (или первой) догадался расплести этот кокон и свить нить, а затем выткать ткань? В Китае сложено немало легенд на сей счет. Наиболее известная из них связывает появление шелководства с Лэй-цзу, старшей женой мифического императора Хуан-ди, который, как утверждают традиционные источники, правил Поднебесной с 2698 по 2598 год до н. э.

Однажды молодая женщина пила чай в саду, под тутовым деревом. И в чашку случайно упало несколько коконов шелкопряда. Она стала их вынимать, коконы стали разматываться в длинную нить. Тогда Лэй-цзу стала срывать остальные коконы, висевшие на дереве и разматывать их. Из полученных нитей она выткала ткань и сшила одежду своему супругу. Хуан-ди, узнав об этом открытии, усовершенствовал методы разведения шелкопрядов и производства шелка. Так появилось шелководство и шелкоткачество.

Благодаря своему открытию Лэй-цзу также стали именовать Силин-чи – Владычицей шелкового червя и она стала считаться богиней-покровительницей шелководства. До сих пор в начале апреля в провинции Чжэцзян проводятся празднества в честь Лэй-цзу.

Согласно другой легенде, наиболее фантастичной, некогда жили отец с дочерью, и у них был волшебный конь, который не только мог летать в небесах, но и понимал человеческий язык. Однажды отец ушел по своим делам и пропал. Тогда его дочь дала клятву: если конь сможет найти ее отца, то она выйдет замуж за этого коня. Конь нашел отца, и они вместе вернулись домой. Однако когда отец узнал об этой клятве, он был шокирован, и чтобы не допустить этого брака, убил ни в чем не повинную лошадь. Но когда они стали свежевать тушу, кожа коня неожиданно подхватила девушку и унесла прочь. Они летели и летели, и, наконец, опустились на тутовое дерево. И в тот момент, когда девушка коснулась ветвей, она превратилась в шелкопряда. Она выпускала из себя длинные и тонкие нити, которые выражали ее чувство разлуки с любимым конем.

Еще одна легенда гласит, что женщины Древнего Китая совершенно случайно обнаружили шелк. Они собирали плоды с деревьев и наткнулись на странные фрукты белого цвета, слишком твердые для еды. Тогда они стали варить их, чтобы размягчить, но они едва ли годились для еды. В конце концов, женщины потеряли терпение и стали бить их толстыми палками. И тут-то и были открыты шелк и шелкопряды. Оказалось, что белый фрукт был не чем иным, как коконом тутового шелкопряда!

История производства шелка

Существующие легенды – лишь красивые предания старины. Согласно археологическим данным, свойства шелкопряда и секрет изготовления шелка были известны уже 5 тысяч лет тому назад. Так, во время археологических раскопок в различных районах на территории Китая в культурных слоях III тысячелетия до н.э. находили фрагменты коконов шелкопряда.

Первые шелковые ткани были весьма редки и дорогостоящи, поэтому их носили только правители и члены их семьи. По всей вероятности, внутри дворца они облачались в белые одежды, а на торжественных выходах – в желтые. С расширением производства шелк постепенно стал доступен двору, а затем и более широким слоям населения.

Постепенно в Китае зародился настоящий культ шелка. В старых китайских текстах упоминается о жертвоприношениях Богу шелкопряда, а также о священных тутовых рощах и почитании отдельных тутовых деревьев.

Изготовление шёлковой ткани

Волокнистое сырье последовательно проходит этапы сортировки, растрёпывания (для разрыхления спрессованный массы волокон и частичному удалению примесей), вымачивания и дальнейшей сушки (для удаления серицина). Далее следуют несколько этапов чесания (преобразования массы волокон в гребенную лету с ориентированными волокнами), в ходе которых образуется длинноволокновый и коротковолокновый очёс, используемые для получения пряжи с разными свойствами. Далее следует этап кручения нитей, из которых позже на этапе ткачества будет изготовлена ткань.

Отделка шёлковых тканей для придания им полезных свойств состоит из этапов отваривания (в мыльном растворе при температуре около 95 градусов на протяжении 1,5-3 часов для окончательного удаления серицина, красящих и жировых веществ); крашения; оживления (обработка раствором уксусной кислоты в течение 15-30 мин при температуре 30 °C для придания блеска и сочности окраски (для окрашенных тканей)). Опционально: для получения белого шёлка сырьё подвергают белению щелочным раствором перекиси водорода при температуре 70 °C на протяжении 8-12 часов; для получения шёлка с рисунком используют аэрографный метод нанесения при помощи трафаретов (для единичных экземпляров) или аппаратное нанесение рисунка при помощи сетчатых шаблонов. Заключительная отделка для всех видов сырья – декатировка – обработка горячим паром под давлением в течение нескольких минут для снятия внутримолекулярных напряжений в структуре волокон.

Виды шелка


Отличие натурального шелка от искусственного

«Поддельный шелк» ткут из нитей, полученных из целлюлозных материалов.
От настоящего отличается меньшей износостойкостью, не стимулирует регенерационных процессов, отсутствием способности отпугивать вредных насекомых, склонностью к электризации.

Как определяют искусственный шелк:

  • не имеет переливчатого блеска, искусственная ткань «светится» тускло;
  • в отличие от полиэстровых тканей, даже гладкий вид шелка имеет некоторые погрешности на поверхности;
  • шелк-холодок ткут из нитей искусственного происхождения;
  • шелковые нити растворяются в теплом 10% растворе щелочи;
  • подожженные искусственные волокна издают запах горящего пластика или древесины;
  • при сжатии в кулаке образуются заломы с четкими линиями.

Свойства шелка

  • Натуральный шелк обладает уникальным приятным умеренным блеском, который не исчезает с годами. В лучах солнца шелковая ткань будет сверкать и переливаться, играя различными оттенками в зависимости от угла падения света.
  • Шелк отличается высокой гигроскопичностью (все шелковые ткани впитывают влагу, равную по количеству половине собственного веса и при этом очень быстро сохнут).
  • Внешний вид нитей: белые, слегка кремовые, гладкие, длинные (около 1000м), тонкие, мягкие.
  • Толщина элементарной нити – 10-12 мкм, комплексной – 32мкм.
  • Шелк настолько легок, что на 1 кг готовой ткани идет от 300 до 900 километров нити.
  • Шелк обладает хорошими механическими свойствами: разрывное напряжение – порядка 40 кгс/мм? (1 кгс/мм?=107н/м?); разрывное удлинение 14–18%.
  • Во влажном состоянии разрывное напряжение падает на 10%, разрывное удлинение растет на 10%.
  • Шелк малоустойчив к действию щелочей (в 5%-ном растворе NaOH быстро разрушается); более устойчив к действию минеральных кислот. В обычных органических растворителях не растворяется.
  • Шелк не тянется и не дает усадку
  • Шелк прекрасно драпируется. Это свойство позволяет использовать шелк не только для создания одежды практически любых форм, но и для штор, постельного белья и др. предметов домашнего интерьера
  • К действию света устойчивость шелка невелика. При попадании прямых солнечных лучей разрушение шелка происходит быстрее, чем у других натуральных волокон.
  • Особенности горения: горит медленно, при вынесении из пламени горение само затухает, присутствие слабого запаха жженого волоса, продукт горения – черный пушистый хрупкий пепел.
  • Получение шелка связано с большими трудовыми затратами, что делает его одним из наиболее дорогих текстильных материалом.

Применение

Как уже указывалось, области использования данного материала весьма обширны. Рассмотрим каждую из них подробнее.

Отделка интерьеров

В 90-х годах прошлого века в странах Европы появился новый тип декорирования стен. Для этого использовался мокрый шелк – специальная штукатурка с содержанием натуральных волокон. Мокрый шелк применялся в отделке элитных помещений. Теперь мокрый шелковый вид декора стал более доступным.

На мокрый шелк стоит обратить внимание владельцам увеселительных заведений. Этот материал имеет отличную текстуру, он не горит и не тлеет, поэтому с точки зрения пожарной безопасности – идеален. Кроме того, мокрый отделочный материал очень красив и прочен.

Пошив одежды

Пожалуй, это самая распространенная область применения шелковых материй. Для пошива одежды используется как природный, так и ацетатный шелк, совсем немного отличающийся по свойствам. Тонкая шелковая материя полотняного переплетения великолепно подчеркивает фигуру, удобна при носке и долговечна.

Для изготовления предметов гардероба нередко используется парашютный шелк, отличающийся высокой прочностью. Также этот вид применяется в производстве разных изделий: палатки, обивка сидений и мебели и т.д.

Домашний текстиль

Красивая блестящая ткань превосходно смотрится в интерьере. Из нее шьют шторы, постельное белье, накидки для мебели, покрывала и многое другое.

Шелк – это абсолютно не аллергенный материал. На нем не размножаются пыльевые клещи и клопы. Поэтому людям, страдающим аллергией, эта тонкая ткань подходит лучше всего.

Медицина

Тутовый шелк обладает способностью впитывать влагу в намного большем объеме, чем другие материалы. При этом он совсем не мокрый на ощупь. Поэтому его активно используют в медицине.

Это отличный шовный материал, используемый в хирургии. Шовный вид материи не рассасывается до 3 месяцев. Также шовный шелк вызывает незначительную первоначальную воспалительную реакцию живой ткани. Шелковый шовный материал используют даже в глазной и нейрохирургии.

Рукоделие

Из этой ткани делают превосходные сувениры. В вышивке картин используется тутовый шелк или искусственный. Приезжая во вьетнамский город Далат, туристы обязательно посещают мастерскую семьи вышивальщиц. Там представлены очень дорогие уникальные полотна, вышитые вручную натуральными шелковыми нитями на прозрачном полотне.

Также буретный шелк (или другой природный) используется в вязании. Из него делают вручную или на специальных машинках изысканные вязаные вещи.

Уход

Чтобы шёлковое изделие служило долго и много лет радовало вас своей красотой, необходимо соблюдать простые правила:

  1. Стирать шёлковые платки (шарфики и др. изделия) нужно вручную, в теплой (30-40 градусов) воде, причём без предварительного замачивания, без отбеливателей.
  2. Для стирки использовать мягкие моющие средства для шелка (типа Ласка), нейтральный шампунь или детское мыло. Налейте воды в тазик, добавьте пару капель (много не нужно) моющего средства, взболтайте его до пены. Только после этого опускайте шёлк в воду.
  3. При стирке и полоскании шёлк не рекомендуется тереть руками, т.к. ткань очень нежная и от сильного давления может потерять свою красоту. Поболтайте ткань в мыльном растворе пару-другую минут, несколько раз поднимите её из воды и опустите вниз. После таких несложных движений в мыльном растворе шёлк можно полоскать в прохладной воде. При этом при первых стирках возможно незначительное окрашивание воды. Не пугайтесь! Если вода осталась такая же прозрачная, но чуть-чуть окрасилась, изделие цвет не теряет. Это выходят излишки краски из очень ярких изделий.
  4. Для освежения цвета шёлк желательно полоскать в прохладной воде с добавлением уксуса (2 ст. ложки на 10 л воды). Вода должна быть слегка кисленькой. Но можно этого и не делать. Полощите шёлк и сливайте воду до тех пор, пока не останется пены.
  5. Отжимать шёлк надо бережно, без выкручивания. Не забывайте, что шёлк, даже атласный – очень нежная и деликатная ткань! Сжимайте её, зажав между двумя руками, пока не перестанет течь вода. После этого – можно отжать в чистом полотенце.
  6. Сушить шёлк лучше в расправленном виде, вдали от отопительных приборов, чтобы не образовались складочки, которые потом придётся снова намочить, чтобы разгладить. Исключение – шёлк, окрашенный способом шибори, когда ткани специально придают фактурность. После заключительной стирки её скручивают жгутом (не сильно) и сушат, не разворачивая.
  7. Гладить шёлк лучше всего пока он влажный, т.к. шёлк разглаживается лучше во влажном состоянии максимально горячим утюгом в режиме «хлопок». Натуральный шёлк температуры не боится и не расплавится, как искусственные (вискоза и ацетат) или синтетические (полиэстер и капрон) ткани. С изнаночной стороны в режиме «шёлк» нужно гладить также изделия, окрашенные акриловой краской и имеющие контурный (выпуклый) рисунок. Для надёжности их лучше гладить через тонкую хлопковую ткань.
  8. Избегайте попадания на шёлковые изделия химических средств (духи, крем, лак для волос, дезодорант). От этого краски могут потерять яркость или даже обесцветиться. Чтобы этого не произошло, повязывайте платок (шарф) после того, как парфюмерия высохнет.
  9. Пятна от пота и другие сильно загрязненные места аккуратно протрите спиртом.

  1. На изготовление 500 граммов шелка нужно около 3 тысяч коконов тутового шелкопряда. Для формирования мотка шелковой нити весом 250 грамм требуется 12 часов работы.
  2. Шелковая нить обладает потрясающей прочностью, она выдерживает сильное давление и очень крепка на разрыв. Не так давно было установлено, что 16 слоев шелка выдерживают пулю из Магнума 357 (со свинцовым сердечником).
  3. В изделиях из натурального шёлка не заводится пылевой клещ. Этому свойству шёлк обязан серицину. Серицин, шёлковый клей, вязкий белок натурального шёлка. Большая его часть вымывается при обработке (промывке) шёлка в горячей воде, но то что остаётся, достаточно для того, что бы противостоять появлению пылевого клеща. Благодаря этому натуральный шелк абсолютно гипоаллергенен.
  4. Отличить натуральный шёлк от не натурального можно с помощью теста «на горение». Как и в случае с шерстью, от горящего шелка исходит неприятный запах, а если убрать источник огня, материал прекращает гореть, а сама нить затем рассыпается в пепел.
  5. 80% всего производимого шелка в мире принадлежит Китаю.
  6. Более трех тысяч лет Китай хранил тайну этого удивительного материала, а любая попытка вывезти коконы шелкопряда из страны каралась смертной казнью. По преданию, только в 550 году нашей эры два бродячих монаха в своих посохах выдолбили небольшие отверстия, куда и спрятали личинки тутового шелкопряда. Так шелк попал в Византию.
  7. В Индии шелк появился благодаря хитрости индийского царя, посватавшегося к китайской принцессе и в качестве приданого потребовавшего семена тутового дерева и личинки шелкопряда. Не в силах отказать жениху, принцесса спрятала семена и личинки в прическу и вывезла из страны.
  8. Для создания всего одного метра шелковой материи требуется в среднем от 2.800 до 3.300 коконов, на галстук уходит 110, 650 требуется для изготовления блузки, а для шелкового одеяла может потребоваться до 12.000 коконов тутового шелкопряда.
  9. Если распутать нити десяти коконов тутового шелкопряда, их хватит, чтобы овить ими Эверест.
  10. Одно из самых ценных свойств шелка – терморегуляция. В жару натуральный шелк «холодит», а зимой прекрасно держит тепло. При этом изделия из шелка отлично впитывают влагу.